12 августа 2017 г.

Черногория, июль 2017

Отпуск мы решили провести с братом и мамой мужа. Так как они из Сибири и с оформлением виз мы заморачиваться не хотели (это вам не Питер, где всем финскую открывают), мы выбирали из безвизовых стран. Выбор на самом деле был из 2 стран - Кипр и Черногория. Но на Кипре мы с мужем были, и поэтому решили не повторяться, а выбрали Черногорию.
Как всегда - все покупалось и бронировалась заранее, маршрут был тщательно разработан и продуман.

В этот раз решили не менять место ночевки каждый день, выбрали 3 места для ночевки - 7 дней на побережье, потом 3 дня в горах, и последние две ночи на заливе, поближе к аэропорту (чтобы утром не мчаться на самолет 200км). На все время взяли в прокат автомобиль (Hyundai Accent с автоматической коробкой передач).

Итак, наш план:

7 - Деревня Жабляк в парке Дурмитор
8 - Деревня Плужине на Пивском озере
9 - Котор - городок в Которском заливе
Пункты расположены в порядке, как мы их посещали. Особо ленивые могут на этом закончить чтение :)

Дальше в тексте кроме фото есть много видео, но они в основном о дороге. Так как очень многие бояться Черногорских дорог, мы решили заснять их немного и показать вам :) Так что кому не интересны дороги - смело пропускайте.
Программа получилась довольно насыщенная, так что букв и фотографий много, заранее извиняюсь!

Перелет и первый вечер

Наше путешествие началось с череды не самых приятных приключений.
Сначала в пражском аэропорту я нашла в своем завтраке (салат из супермаркета) жучков. Прекрасное начало дня. Правда, стоит отдать должное магазину - деньги за салат вернули без вопросов, в качестве извинений подарили бутылочку чешского вина, которая осталась на контроле в аэропорту, потому что нас с ней, естественно, не пропустили.
Потом в Вене (там у нас была пересадка) нас встретила такая дикая вонь в аэропорту, что резало глаза и просто невозможно было вдохнуть. Слава Богу в здании аэропорта не пахло.
Потом нас ждал очень неприятный перелёт в Подгорицу - сильно трясло и шатало из стороны в сторону.  Аэропорт в Подгорице оказался  очень маленьким - от самолёта до аэропорта мы шли пешком, на входе сразу паспортный контроль (всего три будки), потом выдача багажа - две ленты - и на выход. Ленты для выдачи багажа естественно перепутали с другим рейсом, поэтому мы караулили свой чемодан у обеих лент. Удивительно, но в этот раз наш багаж не потерялся - хоть что-то.
В зоне прилета мы даже нашли магазин, где нам удалось купить симку, но она никак не хотела работать. Нам был нужен только интернет, мы собирались строить маршруты по гугл-картам. Симка в итоге заработала только в телефоне, а не в айпаде, как мы планировали.
Потом мы долго искали офис аренды автомобилей, где взяли авто. Офиса не нашли, с горем пополам им дозвонились, узнали что машина опаздывает на час из-за сильных пробок - ее к нам гнали из аэропорта Тивата. Так что еще час мы провели в супер крохотном аэропорту в ожидании.
Итого спустя 12 часов после подъема мы наконец-то сели в свою машину и поехали в аэропорт Тивата встречать свекровь и брата.
Дорога от Подгорицы до Тивата неплохая, по 1-2 полосы в каждую сторону, ограничение 60-80 км/ч. Сначала мы ехали высоко в горах, потом дорога стала спускаться и открылся потрясающий вид на море и небольшие прибрежные города. Было очень радостно, но засматриваться не было времени, так что мы поехали дальше. Дорога спустилась совсем на побережье и повела нас через Будву - пожалуй самый большой и популярный курортный город Черногории. Тут движение было довольно напряженное - светофоры, люди, машины - все вперемешку. Вырвавшись из Будвы мы встали в пробку на подъезде к Тивату. В общем все не слава богу, но все же мы смогли встретить Оксану Владимировну и Никиту в Тивате и часам к 7 добрались до апартаментов в городе Бечичи.
Апартаменты мы сняли через airbnb. Ещё в аэропорту, когда мы покупали симку, мы поняли, что в Черногории лучше говорит по русски, с пониманием английского все ещё хуже. Поэтому тут мы сразу перешли на русский и нас все прекрасно понимали. Апартаменты оказались как и было написано на сайте с балконом с видом на море. Правда ещё прямо под балконом оказался бассейн где с 8 до 8 плескались маленькие дети. Но это особо не мешало.

Вид с балкона

В первый вечер мы только спустились к морю и нашли кофейню для ужина. Купаться не стали, так как не знали какое дно, потемну было страшно заходить. Идти до моря оказалось немало и под гору, поэтому в остальные дни мы старались ничего не забывать в номере, чтобы не пришлось возвращаться.
После ужина мы легли спать в надежде, что завтра будет лучше чем вчера.

День на пляжу

На первый день у нас был прекрасный план - делать ничего! После завтрака в ближайшем кафе, мы пошли на пляж, взяли два лежака (в Бечичи это в районе 10+-3 евро за комплект 2 лежака и зонт) и побежали купаться. Пляж в Бечичи огромный. Во-первых, он протяженный - порядка 2км, во-вторых, довольно широкий. Как минимум 5 рядов лежаков и ещё много места. Вся эта территория разделена на небольшие пляжи по 100-200 метров шириной, большинство из них с платными лежаками, но есть и бесплатные части, где люди лежат на своих подстилках. Правда эти участки все время были более людными и грязными. Пляж песочный, на входе в воду небольшие камни, потом песок, почти сразу глубоко. У берега плавают рыбки. Вода чистая, прозрачная. В общем, не купание, а одно удовольствие. Реально очень понравилось.

Тут хоть как-то видно пляж - камушки у воды, народу немного

А это уже вечером. Песочек, есть мусор, но его потом убирают

На пляже мы провели довольно много времени, а к 3 часам решили заняться парасейлингом (лететь на парашюте за катером). Для полной картины нам с Егором пришлось вернуться в апартаменты взять камеру, чтобы вы смогли увидеть вот это видео :)

Удовольствие стоит 40 евро с пары, лететь можно вдвоём, катают около 10 минут. Страшно было только в момент старта от неизвестности, потом совсем не было страшно и понравилось зависнуть в воздухе, такое там умиротворение, покой и синее море под ногами.

Вечернее море

Вечером мы снова пролеживали на пляжу, а для ужина пошли искать ресторанчик в сторону Рафайловичей - соседний город в 1.5 километрах. Вдоль всей набережной проходит пешеходная дорожка которая так и просится для вечерних променадов. Вдоль дороги много магазинчиков, пара фаст фудов, и рестораны. Чем ближе к Рафайловичам, тем больше ресторанов (и тем они лучше). В один из них мы и сели на ужин и я с удовольствием умяла традиционное черногорское блюдо - плескавицу (по сути это огромная котлета). Было вкусно! И много!

Я и плескавица

Исследуем пляжи на побережье

На второй день мы решили обследовать пляжи на побережье от Будвы до Бара. Ехать решили до Бара, а останавливаться по дороге назад. Дорога от Будвы до Бара очень красивая. С одной стороны - море и небольшие городочки с красными крышами. С другой - горы. Живописно.

По пути до Бара. Вид на Петровац

Первая остановка в итоге была на подъезде к Бару на небольшом галечном пляжу. Берег там в камнях, поэтому Егор надеялся увидеть крабов.

Сосны, камни, море - очень красиво

Но так как пляж очень маленький, а народу много, то кроме людей в море особо ничего было не видно. При чем на пляжу люди буквально лежали друг на друге, мы даже не смогли пройти в конец пляжа по суше, нам пришлось пробираться по кромке воды. После этого пяточка начинался пляж с лежаками, там народу было заметно меньше, поэтому купались мы там, а лежали на перешейке между двумя пляжами. Вода мне показалась теплее, чем вчера, в целом место очень живописное - сосны, обрыв и камни в море. Красиво. Только много людей и грязный берег из за этого. Но море чистое и приятное.

За большими зонтами скрыт крохотный пляж, дальше видно перешеек и за деревом начинается пляж с лежаками

С пляжа мы поехали до Бара и там пообедали в очень хорошем ресторане - Барка. Накормили вкусно и много. Я ела потрясающий крем суп из белых грибов.

Курочка

Креветки в томатном соусе

После такого обеда очень хотелось хотя бы полчаса полежать на пляжу звездочкой и никуда не ехать, но пляж в Баре нам не понравился - людей нереально много, а вода какая-то мутная. А ещё в отличии от Бечичи пляж узкий - буквально 3 ряда лежаков и уже дорога, сводного места вообще нет. Поэтому мы решили ехать дальше (точнее обратно в сторону Будвы). Остановку выбрали наобум, ткнув пальцем в карту. Ткнули мы в пляж Чань . Парковка на берегу оказалась платная, хотя у меня сложилось впечатление что это какой-то абсолютно левый чувак просто ходит и берет по 2 евро с таких, как мы (кто согласится ему заплатить за просто так). Какого же было наше разочарование, когда мы вышли на пляж. Несмотря на то, что он находится в некотором отдалении от основной дороги, народу было просто тьма. И не только на пляжу, но и в воде. Это прямо мой страшный сон - человек на человеке в море. Мы забили на 2 евро и в страхе оттуда уехали.
Решили больше не экспериментировать и поехали к Святому Стефану - это полуостров, на котором находится отель. По две стороны от перешейка находятся пляжи, как мы читали, довольно дорогие, но место очень красивое, поэтому я непременно хотела туда попасть. Мы доехали на машине до самого пляжа, на платной парковке было только 1 свободное место, вдоль всей дороги были брошены машины, на каждом свободном пятачке. Внизу мы развернулись, так как не хотели больше платить за парковку, и поехали назад. Машину в итоге мы оставили на обочине немного в отдалении и метров 500 шли обратно к пляжу. Но это совсем не критично.
Пляжи у перешейка действительно оказались мягко скажем дорогими.  С одной стороны - 100 евро за лежаки с зонтом, с другой - от 50 до 20 (в зависимости от отдаления от моря).

Пляж справа от отеля - по 100 евро за лежак :)

Мы нашли бесплатный кусочек под самой стеной отеля, где нет лежаков и можно расположиться на своих подстилках абсолютно бесплатно. По сравнению с сегодняшними пляжами тут было относительно мало людей и приятное море (может потому что день стремительно клонился к вечеру или все пугались цен на лежаки рядом). Кусочек пляжа, где мы расположились - галечный.

Справа - стена отеля, я стою на "бесплатной" части пляжа, дальше - лежаки по 20-50 евро

Поближе пляж с левой стороны отеля

Я сразу легла звёздочкой загорать, а Егор с маской полез в воду. Через 5 минут я узнала, что дно моря около самого пафосного отеля страны, усеяно морскими ежами. Причём они начинаются буквально через пару метров от берега. Так что все оставшееся время мы там плавали, стараясь совсем не касаться дна. Вообще про ежей нас много кто предупреждал, говорили, что их в Черногории много, но до этого мы их пока не видели, а тут - все дно между камнями. Но если не вставать на дно, а плыть и рассматривать ежей и рыбок, то очень даже хорошее место. А потом мы с Егором поплыли вместе в масках и вообще увидели морского огурца!!! Огромного - сантиметров 30! Я очень испугалась и сказала что в воду больше не полезу. Все таки они нереально противные на вид, хотя и безобидные. В общем пляж у Милочера посоветовать могу, ибо там красиво и есть живность.

Очень красивый пляж и мой купальник :)

Когда весь бесплатный кусочек пляжа покрылся тенью от стен отеля, мы решили выдвинутся прогуляться в сторону пляжа Милочер. Это закрытый пляж относящийся к пятизвездочном отелю Милочер. Купаться там могут только постояльцы и у них на весь пляж (порядка 350 метров) всего около 10 лежаков! Вот это комфорт!

Пляж при отеле Милочер

Зато простым смертным можно прогуляться по живописной дороге от Святого Стефана до Милочера и заглянуть в их красивый парк на склоне за отелем. Мне место очень понравилось! Красиво!

Ресторан при отеле

Еще раз вид на пляж, вдали торчит Святой Стефан и лесок, через который идет живописная дорога к Милочеру

По дороге от Стефана к Милочеру

От Милочера мы быстро вышли к своей машине, которую как раз и оставили где-то над отелем. Вырулив обратно на дорогу мы остановились на смотровой площадке над островом. Там как раз не было людей и мы сделали потрясающие снимки.

Закат над Святым Стефаном

До заката оставалось 30 минут и мы решили поехать встречать закат на смотровую площадку за Будвой. Площадку мы заприметили когда ехали из Тивата в Бечичи. Но по дороге мы передумали и решили зарулить в какую-то крепость над Будвой. Дорога оказалась весьма заросшей, туда явно ездит мало людей. Но крепость при этом довольно засрана (простите за мой французский), то есть кто добирается, не стесняется оставлять мусор там. Зато какой вид открывается оттуда на Будву, море и закат! К сожалению мы приехали уже в самый разгар заката и заснять не успели, но сделали несколько красивых фотографий в лучах уходящего солнца. Место действительно прекрасное для осмотра округи!

Развалины

Предзакатное море

Невероятные краски

Вид на Будву

Закат над горами

После такого чудесного вечера мы решили не экспериментировать с ужином и пошли в ресторан с хорошим рейтингом на Foursquare - Ант. Вообще удивительно, но в эту поездку форсквер нас ни разу не подвёл (ну ладно, почти ни разу), мы несколько раз выбирали места с рейтингом выше 8 и везде действительно было здорово!
День получился прекрасный!

Аквапарк, Будва

Традиционное для каждой нашей поездки посещение аквапарка. Пожалуй, в Черногории аквапарк получает самую низкую оценку из всех посещенных нами аквапарков. Плохо тут абсолютно  все, начиная от входа и заканчивая баром. Началось все с того, что на входе хотели отнять воду (впервые нас реально шмонали на входе). А мы Ее как раз только что купили и оставлять на охране не хотели. Поэтому Егор понёс воду обратно в машину, на выходе деактивировав браслет (то есть система не рассчитана на то, что посетители будут входить и выходить из аквапарка). После деактивации браслета с него слетели все данные, включая купленный нами ящик для ценных вещей. По браслету его уже было не открыть и не закрыть. Поэтому 15 минут мы решали как нам вернуть наш браслет с ящичком. Просто выдать нам нормальный браслет с новыми данными они почему то не могли и долго думали как вернуть наш локер. Когда браслет настроили, оказалось, что половина ящиков не работает - не закрывается или закрываются плохо. В общем песня. Когда мы наконец зашли, то обнаружили, что за 25 евро и все мучения, что мы прошли, работают ещё и не все горки.
Выбор горок в целом небольшой. Две горки для ватрушек, ещё 5 обычных. Все остальные - для детишек. К самим горкам претензий особо нет, хотя конечно могло бы быть и побольше :)
В первой половине дня народу было немного и ватрушек хватало на всех, потом людей стало больше, но очередей почти не было. На этом плюсы кончаются. Купить воду нам не удалось - система с браслетами не кредитная, как везде, а депозитная - сначала внеси денег на браслет, потом их расходуй, потом получай сдачу (хотя мы не проверяли, с таким сервисом может сдачу не дают). У самого входа к каждой горке стоит турникет, который постоянно не работает. Нахрен он там вообще нужен - для меня загадка. Туалеты грязные и не закрываются. С душем таже песня. Да и с кабинками для переодевания тоже. Наш ящик для ценных вещей вроде закрывался, мы даже ходили проверять - все было в порядке. Но когда мы пришли забирать вещи ящик оказался открыт. Честно говоря, я только и делала, что кидала фейсплмы, так все там плохо. Поэтому к 4 часам мы решили оттуда уйти и поехать в старый город Будвы. На выход, кстати, работал только 1 турникет. И то, одновременно со входом. Так что мы ещё очередь постояли.
Единственный плюс аквапарка - вид на Будву. Но для этого не обязательно платить 25 евро за вход. В общем мрак.

Парковка аквапарка и вид на Будву

Спустившись к старому городу мы оставили машину на платной парковке. Оплата вперёд - 1 евро в час. Мы хотели заплатить за 3 часа, автомат сожрал 3 евро но выдал чек только на 2 часа. Видимо это максимальное время стоянки. Ну что поделать, день у нас не задался. По старому городу пришлось проходить бегом.

Улочки старого города

Старый город

Вид на старую Будву и пляж у стен города

На платную стену не пошли. По узким улочкам проскочили галопом. Очень хотелось успеть на пляж Морген за старым городом. Дорога от старого города до пляжа красивая, вид на старую Будву прекрасен, нам даже встретились небольшие крабики.

Крабик по дороге

Вид на Будву

Вот такая девушка стоит по дороге от Будвы к пляжу

Но сам пляж восторга не вызвал. Правда там было пару симпатичных скал, но не более того. К концу дня было довольно грязно. Мы с Егором искупались, пофотографировались и пошли обратно на парковку. В 2 часа мы уложились, но по сути толком ничего не увидели. Вышел скомканный день.
С ужином мы решили не экспериментировать и снова пошли в тот же самый ресторан Ант. Хоть с ужином в этот день мы не прогадали.

Скадарское озеро

Скадарское озеро долго было спорным пунктом программы. Мнения друзей и знакомых разделились - одни говорили, что это озеро как озеро и особо делать нечего, вторые говорили, что ехать надо обязательно и оно прекрасно. Мы решили, что раз уж мы приехали в Черногорию, не побывать на самом большом озере на Балканах будет странно, и добавили этот пункт программы. Но куда именно ехать и что там делать - было не ясно. Хотелось посмотреть озеро с воды, то есть взять какой то водный тур. Но где его брать? Брать ли заранее? Ничего не было ясно. В итоге я нашла описание пары деревень, в которые советовали заехать, и мы проложили маршрут Бечичи-Вирпазар-Риека Црноевича. Вообще в интернете предлагали маршрут Риека-Вирпазар, но было написано что придётся 25 километров ехать по серпантину, и я решила эту дорогу объехать. Скажу сразу - в итоге я проехала по серпантину ещё больше :)
Когда мы приехали в Вирпазар, нам тут же предложили тур на лодочке. То есть ничего заказывать, бронировать и искать не надо, достаточно приехать к озеру и вас засыпят предложениями. Цены везде примерно одинаковые - 25 евро за лодку в час. Поэтому мы не стали долго думать, а выбрали трёхчасовой маршрут с купанием и погрузились в очаровательную лодочку с молодым капитаном.

Наша лодочка и капитан

С одной стороны да - озеро как озеро. С другой - поля кувшинок, разнообразие птиц (около 30 видов, мы видели разных уточек, бакланов, чаек, цапель), спокойствие и умиротворение от воды - все это сделало прогулку чудесной. Я вообще все время просидела на носу лодки, представляя себя героиней романов Франсуазы Саган (хотя она не имеет никакого отношения к Черногории и озёрам, но как то так у меня всплыла ассоциация).

Я чувствую себя героиней романа Саган

Птичка идет на взлет

Цапля пролетает

Спокойное и красивое озеро

Впереди видна "протока" по которой мы плыли, а дальше - бесконечное озеро

Берега довольно болотистые

Ничего необычного, просто коровки купаются

Озеро, горы и птички, много птичек

Поля кувшинок и птиц :)

Мы сделали две остановки - у монастыря Святого Николая и на пляжу для купания. Монастырь мне очень понравился, потому что он невероятно живописный, стоит одиноко с деревом на горке, с него хочется писать картины.

Поднимаемся к монастырю

Монастырь

Купание в озере с берега не вызвало особого восторга - вода цветёт, не прозрачная, на дне ил и водоросли. Но все же искупаться хотелось и мы потратили на это дело минут 30.

Единственное фото с купания :)

Всего наша поездка заняла 3 с половиной часа и в целом очень нам понравилась. На выходе нам дали скидку в местный ресторан и мы решили пообедать тут же. Было вкусно! :)

Для атмосферности коротенькое видео, как мы плывем по озеру:

Из Вирпазара мы поехали по мосту через озеро и на подъезде к Подгорице свернули на какую-то небольшую дорогу, чтобы доехать до деревеньки Риека. Если верить гуглу - оттуда должен был открываться открыточный вид на озеро. Дорога сначала была просто узкая, потом я заметила на обочинах следы от пожаров (в этом году в Черногории сильнейшие лесные пожары). Потом дорога начала петлять. В общем я почуяла, что без приключений не обойдётся. По пути встречалось мало машин, зато периодически мы проезжали небольшие деревеньки с огородами. Особых проблем дорога не вызывала. Да, была только одна полоса для обоих направлений, да не было отбойников. Но дискомфортно я себя не ощущала. Примерно через час мы поднялись на столько высоко, что стало видно озеро и открывшиеся виды поразили нас своей красотой. Особо места для остановок на дороге не предусмотрено, но так как машин было мало,  я тормозила прямо на дороге и старалась все запечатлеть на фото. В одном месте мы все же нашли парковку и прекрасную смотровую площадку. Вид и вправду открыточный, но это было немного недоезжай до деревни, а я думала что вся красота ещё впереди, поэтому мы двинули дальше.

Поднимаемся в горы, вид на реку Црноевича, которая вытекает из Скадарского озера

Черногорские красоты

Самый популярный вид - загиб реки.

Но дальше дорога пошла вниз и спустилась в деревню, которая оказалась на берегу реки. Никаких открыточных видов на озеро там нет, только лодки на прокат, старый арочный мост и уточки. Мы, естественно, покормили уточек, я успела сделать зарисовку моста, посмотрели на речку (вода тут гораздо прозрачнее, чем в озере) и поехали обратно в сторону дома. В общем все самые интересные виды на дороге около деревни, а не в ней.

Старый мост в деревеньке Риека Црновича

Вот такие уточки там живут

Дальше нас ждала довольно утомительная дорога домой - все так же одна полоса в обе стороны, серпантин, внезапные деревни в горах. В одном месте даже повстречался какой-то памятник военных времен, недалеко от него - кладбище и одинокая черная кошка. Людей - ни души. Картина маслом "Кладбище домашних животных" - постарались скорее оттуда уехать.

Памятник в какой-то очень маленькой деревеньке где-то в Черногорских горах

Вот так выглядит Черногорская глубинка

Это чтоб вы понимали, какие там дороги :)

Просто проезжали мимо. Опять таки - Черногорская глубинка

Через час мы выехали на шоссе. Ехать страшно не было. Было страшно, что это дорога никуда нас не выведет и придется все это расстояние пилить обратно. Немного некомфортно было свекрови, но ее мы успокоили сидром.
Путешествие закончилось благополучно, день нам очень понравился. Озеро живописное, дорога через черногорские деревеньки очень интересная. Мы были полны новых впечатлений.

Ловчен

В субботу было решено ехать в Ловчен - национальный парк со смотровой площадкой и мавзолеем на высоте 1500 метров. Подъем был естественно по серпантину, но дорога шире, чем вчера, и с отбойниками, так что было не так страшно. Поднимались порядка 40-50 минут.

По дороге к Ловчену - вид на побережье

Вид на город Цетинье

Наверху парковка крохотная, была уже вся забита, так что вставать пришлось просто вдоль дороги. Народу на верху достаточно много, от парковки вверх ведёт лестница и тоннель. Виды открываются невероятные. И чем дальше, тем красивее. Видно деревушку Цетинье, которую мы проезжали по дороге на гору, видно Которский залив и миллион гор вокруг. Очень впечатляет! Старались делать как можно больше фотографий, но как обычно, они ничего не передают - нет той глубины и простора. Вход в мавзолей платный, мы не пошли, впечатлений и без него масса.

Лестница и тоннель к мавзолею

Виды, виды

И еще раз вид на Цетинье, в этот раз немного подальше :)

Народ наверху складывает пирамидки из камней.

Вот так выглядит Ловчен вблизи :)

На самом верху у парковки оказался очень неплохой ресторан, где всего за 35 евро на четверых мы плотно и вкусно поели. В целом, на Ловчен достаточно отвести пол дня. Мы приехали туда около 11-12 часов и уехали в 16.

В вот и видео о дороге на Ловче - асфальт, широко, отбойники на месте - идеально!

По дороге обратно в Будву, мы заехали в Цетинье, хотели посмотреть на монастырь. Посмотреть удалось только снаружи, внутрь нельзя в шортах и с открытыми плечами, а у нас с собой не было никаких накидок. От монастыря мы поднялись на смотровую площадку к очередному мавзолею, судя по карте оттуда ещё можно было пройти к другой площадке и обойти монастырь, но тропинка оказалась заросшая. Так что в принципе можно было и не делать этой остановки.

Мавзолей

Цетинье

Вообще в горах очень жарко, трава вся выжжена, солнце парит не щадя. Но виды просто великолепные. И дорога, ведущая из Будвы в Подгорицу, очень живописная - вдоль моря на большой высоте.
Вернувшись обратно, мы сходили на море и пошли на ужин в ресторане Порат - вроде довольно популярное местов Рафайловичах, но мы остались не в восторге. Я заказала кальмаров, фаршированных креветками, чтобы точно убедиться, что морепродукты - это не мое :) Потом еще долго в носу стоял запах этих кальмаров.

Мои кальмары

Потом мы с Егором пошли лежать на пляжу в ночи. Очень мне хотелось провести такой романтичный вечером вдвоем - только мы, море и звезды. Правда купаться Егор отказался (находясь по колено в воде), я же конечно купалась. А как иначе?!

Последний день на побережье

Воскресенье было нашим последним днем на побережье и мы специально ничего не планировали, чтобы проваляться на пляжу и накупаться впрок. Дело было только одно - съездить в Будву на рынок, купить друзьям подарок за то, что они приглядывали за нашей кошкой. В подарок ребята заказали сушеные грибы с рынка Будвы. Еще Егор хотел пройтись до соседнего пляжа, заценить дно, посмотреть рыбок и крабов. Вот и все планы.
Утром мы взяли на побережье зонт с лежаками, и часа 2 провели на пляжу. Народу по ощущениям было больше, чем в первый день, но по-прежнему пляж оставлял лучшие впечатления, чем все виденные нами пляжи.
К двум мы собрались с силами и, как настоящие ленивцы, доехали на машине до рынка Будвы (пешком надо было идти километра 3-4, но мы что-то совсем в этот отпуск не пользовались своими двумя). Рынок оказался закрыт (в воскресенье работает до 13), так что мы ушли ни с чем.
После обеда мы оставили маму на пляжу, а сами втроем пошли пешком на пляж Рафайловичей. Как такого пляжа там не оказалось - камни, с которых все купаются, экспериментировать мы не стали и пошли дальше на пляж Каменово. Туда из Рафайловичей ведет пешеходный тоннель, перед которым я заприметила очень симпатичный кусочек дикого каменного пляжа. Пляж в Каменово оказался самым обычным, много людей, мутноватая вода, мусор на "бесплатной" части. Мы устроились в уголке пляжа в тени, пока мы там стояли, мужик прямо при нас подошел и кинул бутылку между камнями (в метре от нас вообще не смущаясь). Слов нет от такого поведения некоторых индивидуумов.

Пляж Каменово

Егор там ничего интересного не нашел и мы пошли обратно к пляжу между туннелем и Рафайловичами. Там я устроилась прямо на камнях рисовать, а ребята пошли ловить крабов. Все остались страшно довольны. Правда, нарисовала зарисовку я быстрее, чем ребята не поймали краба. Крабики там были маленькие и серые, но хоть какие то :) Братья поразвлекались. Потом мы еще покупались до заката и в 8 вечера пошли в сторону дома. Предстояло собрать вещи и рано утром выехать на север страны.

Небольшой каменистый пляжик

Я устроилась рисовать

Готово!

Егор изучает подводный мир

Дорога на север

Утром нам пришлось еще раз заехать на рынок Будвы, чтобы все-таки купить сухие грибы. Рынок небольшой, цены особо оценить не успела, мы зашли, взяли грибы (100 евро за кило) и ушли. Во-первых, у нас было мало времени, во-вторых, народу там много, шумно, стоят разные запахи вперемешку, хотелось скорее выбраться оттуда.

Рынок

Машину мы оставили на платной парковке у рынка (1 евро за час) и решили заскочить на пляж Будвы искупаться перед тем, как покинем побережье.
Ну что я могу сказать? Здорово, что мы не выбрали Будву. Народу - тьма, вода мутная, пляж узенький, все друг у друга на головах. От туалетов разит за сотни метров, душ работает с переменным успехом. Реально удовольствия мало.
Зато гораздо больше фаст фуда на побережье, чем в Бечичи. Не знаю, плюс ли это, но нам было в самый раз, чтобы перекусить на дорожку.
В общем Будву я не рекомендую. Честно, ни один ее пляж не впечатлил. В Бечичи было куда приятнее и на пляжу и в воде.
В час дня (а по плану должны были в 12, но что поделаешь) мы наконец покинули побережье и тронулись в путь. Первая часть дороги была уже хорошо знакома - подъем от Будвы в горы, платны1 четырех километровый тоннель (единственная платная дорога в Черногории, умудрились за всю поездку проехать там 3 или 4 раза), Скадарское озеро, мост, Подгорица.
Дальше почти сразу за Подгорицей началась река Тара и дорого пошла вверх. Мы пару раз остановились у реки, чтобы свотофграфировать невероятные виды на каньон, удивительного цвета воду, скалы, обрывы. Места конечно красивые.

Показалась Тара. Немного пересушенная

Вода удивительного цвета

Скалы, камни
Но особо мы старались не задерживаться, так как времени было много, а приехать в гостиницу в горах хотелось посветлу, так как я переживала, что впереди нас ждет серпантин, а проезжать его первый раз в ночи мне не хотелось.
Дорога поднималась все выше, начались тоннели, но дорога прекрасная - широкая, асфальт хороший, отбойники. Один минус - очень много больших машин, которые тормозили движение, а обгонять их на таких дорогах довольно сложно. Забавно, что иногда в тоннелях встречались 2 фуры и не могли разъехаться. С обеих сторон туннеля скапливались пробки и все ждали, когда два гиганта аккуратно по миллиметру разойдутся. Периодически совсем ненадолго дорога превращалась в двухполосную, так что даже я могла объехать фуры (вообще я не любитель обгона, тем более на серпантине и тем более на автомате, который вообще не понимает что в конкретный момент мне нужно резко ускориться).
Ехали мы довольно долго, то поднимаясь выше, то опускаясь. Вокруг были горы, где-то текла река, но ее вообще не было видно за деревьями. Да и год выдался засушливый, воды в реке мало. Чем дальше мы ехали, тем прохладнее становилось. И тем выше становились горы вокруг.
К шести часам мы наконец приехали к важной точке нашего маршрута - мост Джурджевича. Это арочный мост через реку Тара, до недавнего времени самый большой бетонный арочный мост в Европе (длина - 365 метров, высота проезжей части - 172 метра).

На подъезде к мосту

мост Джурджевича

Вид на Тару с моста Джурджевича

С моста открывается потрясающий вид на реку, вокруг моста множество сувенирный ларьков и работает 3 зип-лайна (то есть вдоль моста с одного берега на другой натянут трос, по которому можно съехать. Почти как тарзанка). Мы решили прокатиться на зип-лайне, но в другой день, так как сегодня спешили в отель до заката. На мосту мы осмотрелись, все пофоторгафировали, купили "домашнее вино" в подарок, и поехали дальше. На следующий день мы узнали, что "домашнее вино" за 8 евро не что иное, как обычное вино из магазина за 4 евро. Будьте осторожны, не попадитесь как мы!

Типа домашнее вино

Как раз от моста до Жабляка (населенный пункт в национальном парке Дурмитор) вела самая серпантинная дорога, но было совсем не страшно- опять широко, хороший асфальт и отбойники. Поднялись мы на высоту 1500 метров к самому поселку и тут мне открылась удивительная картина. Представьте - мы в горах, только что ехали по серпантинам, везде вершины, а тут - поле. Настоящее, огромнейшее, бескрайнее поле и в самом его конце виднеются горы. То есть это поле в горах! Я, девочка, родившаяся в Питере, в принципе понятия не имею что такое горы, а уж что в горах могут быть ровные поля, это для меня вообще что-то из области фантастики. И вот в этих полях начинают появляться домики, цветут цветочки, пахнет свежесть. Да это самый настоящий рай на земле. Тут такое умиротворение, покой, такая красота, такие виды, солнце, горы, это все так живописно! Да я была готова просто прыгать от счастья! Мне кажется, это самое красивое место, которое я видела (может это чувство от того, что воспоминания самые свежие).

Поля в горах

В горах

Мы без проблем нашли свой отель, заселились и пошли на ужин. Там мы узнали, что традиционные блюда на севере Черногории - это простокваша (самая настоящая, как папа делал в деревне!), голубцы и фаршированные перцы. Ну и баранина, ягненок и все остальное мясо, много мяса.
После ужина мы пошли спать, потому что в планах был ранний подъем и рафтинг, до которого надо было еще 2 часа ехать через Дурмитор.
А вот и видео о том, как прошел день:

Жабляк - Черное озеро, парк Дурмитор

Мы проснулись в 5 утра от сильнейший грозы и проливного дождя. Потом ещё я час не могла уснуть, потому что впервые за эту неделю в решила загуглить погоду. Оказалось, что ближайшие три дня нас ждут проливные дожди. Причём дождь обещали не только в горах, но и на побережье. В моей голове сразу встал вопрос что же делать с рафтингом. Дотянув до 7 утра мы все вместе решили рафтинг отменить. И дело даже не только в дожде,  ко всему прочему температура резко упала до 17°, а Тара - река горная, вода в ней холодная и мы просто побоялись замерзнуть за 3 часа на воде. Предоплату за рафтинг мы к сожалению потеряли (это порядка 40 евро на четверых человек), но здоровье дороже.
Позавтракав, мы решили поехать на Чёрное озеро - самое знаменитое озеро в парке  Дурмитор. С 10 утра обещали проливные дожди весь день, но не в 10, не в 11 дождь не начался. Наш отель находился недалеко от озера и мы доехали минут за пять, припарковали машину, купили входной билет (три евро на человека) и двинулись в сторону озера. От парковки до озера нужно пройти порядка 700 м пешком, подъехать к озеру нельзя. Погода все ещё радовала, дождя не было. И как только я увидела это невероятное озеро, пощупала воду, которая оказалась на удивление очень тёплой, я сразу поняла, что буду купаться несмотря ни на что.

Черное озеро

Кусочек пляжа

Заходить в воду оказалось довольно тяжело - во-первых, никто больше не купался и это довольно странное ощущение, когда остальные просто глазеют на тебя, а во-вторых, дно было довольно противное - ноги постоянно уходили вниз и  поднимался ил со дна. Но как только я поплыла, все неприятные ощущения исчезли, вода и вправду оказалась очень тёплой и приятной и такой же голубо-зелёной, как казалось издалека. К этому времени даже выглянуло солнышко, как будто специально по заказу для меня. Люди конечно смотрели косо, но мне это уже не мешало наслаждаться процессом.

Закупывания!

Когда я вылезла, мы с Егором пошли чуть дальше по берегу, где на небольшой пристани Никита с мамой фотографировали уточек. Помимо уточек у пристани оказалось очень много маленьких рыбок. А постояв там и просмотрев рыбок ещё 10 минут, мы увидели даже рака. Егориной радости не было предела - он очень любит морских животных.

Уточки

Следующие минут 20, а может быть даже 30 все дружно ловили рака. Но рак так и не дался. Все это действие мы ещё и засняли на камеру.

Солнышко тем временем нагрело окружающую действительность и Егор решился идти купаться. Я, естественно, не могла отпустить Егора одного, поэтому снова влезла в мокрый купальник и пошла в воду вместе с ним. Заходили мы уже в другом месте, под ногами были камни, никакого ила, почти сразу наступала глубина и мы плыли в чистой голубой озёрный воде. Вообще озеро очень приятное, мне понравилось в нём плавать, вокруг горы, вода невероятного цвета, тепло, загляденье.

Двое купальщиков :)

Нереальная красота

Когда мы  вылезли, продолжилась ловля рака. Но рак так и не давался. Минут через 10 начал накрапывать дождик, мы переоделись и пошли в обход  озера. На карте озеро казалось небольшим, но обходили мы его не меньше часа, а то и больше. Вокруг озера через лес и по берегу идут несколько тропинок, периодически встречаются плакаты, где рассказано какие животные, птицы и рыбы здесь обитают.

Про рыбок

Про птичек

В какой-то момент дождь зарядил не на шутку, но довольно быстро стих и снова выглянуло солнце.

Льет

Самая красота нас ждала когда мы подошли ко второму небольшому озеру. Не знаю можно ли в нём купаться, но вода здесь ещё более удивительного цвета. А вообще цвет воды менялся каждую минуту от освещения. Пасмурно - один цвет, более синий, выглянуло солнце - вода посветлела, поголубела.

Второе озеро

Нет, это не обработка. Это оно же через пару мгновений...

Между озерами есть протока, но она была высохшая. Второе озеро мы обходить не стали, хотя оно и было небольшим, и продолжили наш маршрут вдоль первого большого озера. Местами тропинка была довольно крутая. В одном месте мы шли по заболочены местности. В целом маршрут очень интересный и красивый. Природа мне напомнила родные края - деревню, лес. Папа (они с мамой были в Черногории несколько лет назад) тоже отметил, что лес вокруг озера похож на лес Ленинградской области :)

Еще пара видов. Не могу не показать

Невероятная красота!

После такой прогулки, естественно, все проголодались, поэтому мы решили вернуться в Жабляк и покушать. Наш входной билет в парк действовал весь день, и мы решили вернуться после обеда, разведать один из пешеходных маршрутов, которые расписаны на информационных досках у озера.
После обеда мы пошли в сторону еще одного озера в парке (вообще их там много), но в самом начале пути встретили женщину, которая сказала, что все озера кроме Черного в этом году пересохли. Поэтому мы вернулись к машине и решили найти подъемник на одну из самых высоких вершин парка. Я была уверена, что он работает, так как видела фотки в интсаграме. Но к сожалению, я выбрала не тот подъемник на карте (искали мы просто по карте maps.me и поехали к первому фуникулеру, который увидели). Он оказался закрыт, мы развернулись и двинулись к другому подъемнику. Времени было уже за 6 часов, подъемник оказался рабочий, но последних пассажиров внизу он брал в 4 дня, поэтому мы решили вернуться сюда следующим утром к открытию, а в этот вечер, пока оставалось время до заката, поехали в Дурмитор наугад. Дорога оказалась невероятной красоты и шла через горы, вечерний свет придавал особое ощущение счастья всему происходящему. Где-то в середине дороги мы встретили стадо баранов, которых гнал пастух, они прошли совсем рядом.

Я просто буду показывать вам фото

Высохшее озеро по пути

А вот и стадо овечек :)

Мы доехали до точки, которую поставили наугад (совершенно случайно ровно на этом месте оказался какой-то домик), вышли и мы с ребятами решили забраться в гору. Далеко забраться нам не дали - Оксана Владимировна испугалась, и мы пошли вниз, чтобы не расстраивать ее. Но вечером в горах красота просто нереальная, я получила такое наслаждение!

Вот такая шикарная дорога в горах

Кто тут видит овечек? А они есть!

Стриженые :)

Мы вернулись к месту, где нам повстречалось стадо овец, я села рисовать закатные горы, а ребята снова полезли в горы. И вон куда забрались, между прочим.

Найдете тут ребят? :)

А я рисую

Пока я рисовала, пришла новая партия овечек, уже стриженных. А ребята все забирались. Потом сильно похолодало (оказалось, что в горах очень быстро вечереет и становится холодно) и мы с Оксаной Владимировной пошли в машину греться, а ребята еще минут 10 спускались вниз.
Домой мы приехали абсолютно довольные и полные впечатлений.

Жабляк - горы, река Тара

Утром мы поехали забираться на вершину Савин кук, как и планировали днем ранее. Ну как забираться... мы туда добрались на фуникулере за 7 евро. Уже с самого утра было видно, что над горами низко нависли облака, но мы все равно поехали к фуникулеру. Если быть точнее, фуникулёр оказался подъемником для лыжников. Первый подъёмник был не страшный и доставил нас на высоту порядка 1900 метров. Второй был короче и гораздо круче, довёз нас до 2200 метров и дальше 100 метров мы шли пешком.

Поднимаемся в облака

Сказать, что нам открывались потрясающие виды, это ничего не сказать. Во-первых, это горы, они сами по себе прекрасны. Во-вторых, облака постоянно плыли вверх и в разные стороны, от чего пейзаж постоянно менялся. В-третьих, солнце то выглядывало, то пряталось, и от этого горы тоже постоянно менялись.
Горы

И облака

Наверху мы провели порядка получаса, много фотографировали, старались поймать момент, когда рассеются облака. И нам это удалось. Когда облака уплыли, нам открылся вид на Жабляк и удалось увидеть Чёрное озеро. Сверху оно не менее прекрасное, чем вблизи и все такого же удивительного цвета. За 2 евро мы пытались посмотреть в подзорную трубу, но толку от неё мало, виды красивые и все видно и без неё. Когда мы пошли на спуск, облака резко накрыли канатную дорогу и мы пробирались, как сквозь молоко. Но заснять к сожалению не удалось, камера оказалась в режиме фото вместо видео.

Сейчас от туда появится...

Озеро, например :) Это, кстати, Черное озеро

Облако зацепилось за гору

Вниз спускаться гораздо страшнее - видно, как резко вниз уходит дорога и как высоко мы находимся. Виды конечно завораживают.

Начало спуска

Спускаемся

После подъема мы решили подкрепиться и поехать на зип лаин к мосту Джурджевича. У самого моста мы попали в пробку - большие машины не могли разъехаться из-за припарковавшихся автобусов с туристами. Пока стояли в пробке, полил сильнейший дождь, так что мы особо никуда не спешили и ждали в машине. Как дождь прекратился, мы пошли узнавать цены на зип лаин. С одной стороны моста нам предложили прокатиться за 25 евро, с другой - за 20. При прочих равных выбор очевиден. Мы с Егором решили катиться вместе. Рюкзаки и сумки разрешили не снимать. Виды конечно красивые, ощущения полёта неплохие, но все это крайне быстро и 20 евро за человека не стоит. Страшно было только в самом начале, а потом стараешься глазеть во все стороны, но все очень быстро, мало что запоминается.

Финиш зип лайна

После зип лайна у нас было ещё 3 часа до заката и мы решили поехать куда глаза глядят. Моей целью было добраться к реке Тара. Раз уж мы не поехали на рафтах, я решила во чтобы то ни стало добраться к реке и пощупать воду. Первая точка, которую мы поставили, оказалась не у воды. Мы приехали к монастырю, от которого было никак не спуститься вниз.

Виднеется Тара

Дорога к монастырю вела грунтовая и было немного страшно, что мы не вырулим обратно вверх. Но я и машинка справились и мы оказались снова на шоссе.
Буквально через пару сотней метров мы снова свернули с шоссе и поехали к другой точке, которую я выбрала. Дорога сначала была неплохая - асфальт, снова встречались деревеньки. Но потом хорошая жизнь закончился и начался ад. Это была самая страшная дорога из всех, где я ездила. И дело не в поворотах на 180 градусов. Дорога была грунтовая, узкая и шла довольно резко вниз, местами она была размыта от прошедших дождей. Я очень боялась, что мы не сможем забраться обратно в горку по такой дороге. Так боялась, что за 800 метров до цели, когда мы проехали уже километров 8 по такой дороге, я остановилась и сказала, что дальше не поеду. Не вру, выйдя из машины я чуть ли не плакала. Но мы были уже так близки к цели, что я взяла себя в руки и мы пошли к реке пешком. Ура! Дорога действительно вывела нас к самой реке. А еще, на другой стороне реки оказался палаточный лагерь, к которому не было дорог с той стороны и вела только водная переправа с нашего берега. Вот это по-настоящему уединенное место!
Река, конечно, красивая, но насладиться всей этой красотой мне мешало мое внутреннее беспокойство. Хотя несколько красивых фото и вышло.

Река Тара

Мы засняли дорогу обратно, чтобы вы понимали, чего же я так испугалась.

Нам повезло, или я зря паниковала, но обратно мы все же выбрались, всего лишь пару раз чиркнув дном машины об камни (не критично). После такой поездки я хотела скорее домой чего-нибудь выпить. Но цели я достигла - воду в реке пощупала :)

Выпивка помогла и спать я ложилась уже довольная и спокойная.

А вот так закончился этот непростой день

Возвращаемся на юг

Мы выехали из Жабляка в 10 утра. В планах было проехать парк  Дурмитор, заехать в Плужине на Пивское озеро, и спуститься в Котор, заехав в местечко Церквице. Путь из Жабляка до Котора через Плужине должен был занять порядка 3-4 часов. Мы взяли времени с запасом и сказали хозяину квартиры в Которе, что приедем к шести вечера.
Видимость утром была просто потрясающая, погода наконец разгулялась. Дорога из Жабляка через Дурмитор невероятно красивая. Она идёт среди гор, постоянно встречаются стада Баранов, пейзаж меняется, несмотря на то что вокруг постоянно горы. Вообще за эту поездку я поняла что горы меняются каждую минуту. Солнце начнёт светить чуть иначе, под другим углом, и пейзаж меняется кардинально. Мы ехали и я не переставала восторгаться.

Начинаем путь

Дорога

Очень сочные краски

Посмотрите какой потрясающий рисунок на горах

А вот тут видно разбросанные домики

Дорога весьма неплохая – полоса хоть и одна, отбойников нет, но везде хороший асфальт и есть место, чтобы разъехаться со встречными машинами. В какой-то момент мне даже пришлось разъехаться с большим автобусом, но и это не вызвало больших проблем. А ещё на дороге нам повстречались коровы. Они шли прямо на нас и это не самое приятное ощущение, должна я вам сказать. Но они такие милахи!

А вот и поворот дороги на 180 :) Все видно прекрасно

Стадо барашков

А вот и коровки :)

Бескрайние горы

Ехали мы долго, периодически останавливаясь, чтобы сфотографировать всю эту красоту. Еще была остановка, чтобы выгнать из машины пчелу :) Целое приключение.
Вообще по дороге были деревеньки, поля, трактора и много пчелиных ульев, очень красиво! Однозначно рекомендую дорогу через Дурмитор, там прекрасные виды и совсем не страшно ехать!

Поля в горах

За очередным поворотом дороги наконец появилось Пивское озеро. Вообще это озеро, образовавшееся из за дамбы на реке Пива. Берега у него довольно крутые - лес, и сразу озеро. Но цвет воды - опять невероятный!

Озеро появилось

Вид на Пивское озеро

Дорога от Дурмитора до Пивского озера - идеальное место для потрясающих фотографий, виды оттуда открываются невероятные. Чем дальше мы спускались, тем ближе становилось озеро, и тем больше хотелось в нем искупаться :)

Дорога идет вдоль озера (видно слева снизу)

Еще ближе к озеру

Спустившись, мы попали в населенный пункт Плужине, где по идее должен был быть пляж. Вообще на озере не так много мест для купаний, поэтому мы специально узнавали заранее, где пляж. И вот мы приехали в город, нашли на карте пляж, подъехали к нему. Народу никого (ни у воды, ни в городе в целом), небольшая бетонная площадка с душевыми (то есть это явно пляж). потом площадка, засыпанная гравием, а дальше тропинка к воде, где стоят на якоре лодки.

Гравийная площадка и спуск к воде

Вот он пляж - решили мы, переоделись и уже полезли в воду. И тут оказалось, что в воду просто невозможно зайти. Нет, она не холодная, но весь берег в иле и ноги очень быстро в нем утопают, ты даже не успеваешь зайти в воду, остаешься у самой кромки с ногами по щиколотку в земле. Ощущения не из приятных. Стали ходить по берегу влево-вправо, искать заходы получше. Но картина примерно одна и та же везде. Плюс к этому торчат какие-то пни (их видно на фото выше) и кое-где проволоки. Честно - не комфортно. Стали думать, что же мы делаем не так, почему тут не зайти в воду, видимо это какой-то неправильный пляж? Еще несколько минут я гуглила, где же здесь пляж. Смотрю картинки - вроде горы расположены ровно так, как их вижу я перед собой. И тут я открыла одну из карт, смотрю - а мы в воде. До этого не обращала внимания, думала определение местоположения глючит. А тут до меня дошло. Мы в воде! Озеро обмелело метров на пять. Гравийка на фото сверху - это тот самый пляж, а дальше - дно озера! Было очень непривычно это осознавать и страшновато гулять по сухому дну.
Но мы уже были в купальниках, отступать было нельзя, поэтому мы все же нашли крохотный пятачок, где можно зайти по камням, и отправились в воду.
Не могу сказать, что это было полноценное купание, скорее мы просто зашли и вышли из воды. А вот на этом фото очень хорошо видно, какое удовольствие мы получили от захода в воду:

Кажется камушки

На самом деле было бы здорово купаться в Пивском озере, если бы мы не видели все эти пни на берегу (или на дне? как правильно?) и вода была бы чуть более прозрачной. А так было немного некомфортно. Но вода теплая и красивая.
Еще пара кадров (выглянуло солнышко и опять все поменялось)

Озеро

По озеру можно поплавать на лодочке, но время поджимало, и было не совсем понятно, что именно на нем смотреть - вода непрозрачная, и живности мы особо не видели. Так что мы отправились дальше. Но из-за поисков пляжа мы провели в Плужине довольно много времени, на дорогу в Котор времени оставалось впритык, поэтому в Церквице мы уже не успевали. Хотя в общем-то мы особо ничего не теряли - в Церквице снова горы и вид на округу - примерно как в Ловчене.
От Пивского озера до Котора мы ехали долго. Я начала уставать - дорога была скучная, заправок, где можно выпить горячий кофе - нет. Горы уже перестали вызывать у меня восторг, я к ним попривыкла и хотела только одного - скорее куда-нибудь доехать.

И вот когда ты думаешь, что все уже видел, и ничего не может тебя удивить, ты выезжаешь к Которскому заливу. Вид на залив с дороги открывается просто потрясающий и невероятный. К сожалению, не удалось встать ни на одной смотровой площадке, потому что все они были на другой стороне дороги. У меня опять захватывало дух от открывающихся видов. Дорога шла с горы, сначала мы смотрели на залив с небольшой высоты, потом дорога развернулся на 180°, и мы ехали прямо вдоль залива. Было много подводных ферм, где выращивают мидий. Пляжей как таковых у залива нет, все купаются на небольших бетонных пристанях. В вечернем солнце все это выглядело невероятно красиво. Мне очень жаль, что у нас нет ни одной хорошей фотографии.

Которский залив

Ферма мидий

Мы проехали множество маленьких прекрасных городков. Самый запоминающийся из них, конечно же, Пераст, около которого на двух небольших островах расположен монастырь и церковь. Вообще дорога очень живописная, хотелось постоянно останавливаться, но время поджимало - мы обещали хозяину апартаментов приехать до шести вечера.

Острова около Пераста

Побережье залива

Когда мы въехали в Котор, я подумала, что, возможно, мы зря выбрали апартаменты здесь - это самый большой город на побережье, скорее всего, самый грязный и людный. Мы не без труда нашли квартиру, заселились и, конечно, пошли скорее на пляж.
Котор - город портовый, тут огромная пристань с множеством лодок и яхт разной величины - от одноместных лодок до круизных лайнеров.

Котор

Вот так в бухте Котора смотрится круизный лайнер :)

Чуть дальше расположен городской пляж. Мы туда добрались уже после заката (закат в Которе раньше, так как весь залив окружен горами и солнце рано скрывается за ними). Но еще не было ни темно, ни холодно. Поэтому я полезла в воду.
Городской пляж Котра совсем небольшой, галечный. Я даже переодевалку не нашла. Но самым большим разочарованием стало то, что в воде была тина. Много тины. И у берега, и на дне, и дальше на глубине и на поверхности воды. Буквально везде. На пляже я нашла небольшую дорожку, которую расчистили от тины, там я и купалась. Никто больше в воду лезть не захотел, а я была слишком уставшая и мне надо было расслабиться.
После моего короткого купания мы пошли на второй пляж, о котором нам рассказал хозяин квартиры. Он расположен недалеко от первого, тоже галечный, небольшой и тоже в тине. Но там был расчищенный кусочек побольше, так что купалась уже не только я.
После вечерних закупываний мы пошли в ближайший ресторан с видом на Которский залив. Кроме вида в ресторане, к сожалению, ничего хорошего не было, а залив ночью также прекрасен, как и днем.
После ужина этот долгий и непростой день наконец-то подошел к концу. Спала я как убитая.

Котор

Особых планов на последний день не было. Я хотела съездить в Пераст по совету друзей, но все же мы решили остаться в Которе и исследовать старый город. Хозяин квартиры нам рассказал, что в старом городе можно подняться на стену и посмотреть на город и залив сверху, и мы пошли подниматься.

Котор утром

Постарались выйти не поздно, чтобы не пришлось идти по самой жаре, но, к сожалению, в 11 уже была "самая жара", и подниматься было тяжело. Подъем почти везде по ступенькам, но рядом с ними идет обычная дорожка. Народу довольно много. Часто продают воду, причем чем выше, тем дороже, так что воду лучше брать с собой.
Виды с самого начала пути - ну просто невероятные. Я фотографировала все и везде, у меня просто миллион фоток с этого подъема, но чем дальше,тем красивее.

Улочки старого города

Начали подниматься. Вид на старый город, видна офигительная яхта, на которую я заглядывалась все время

Котор

Вот так выглядит подъем - лестница и рядом дорожка

Поднимаемся выше

И выше

Дорога на самом деле очень непростая, особенно по такой жаре, мы поднимались около часа. В конце путь помечен как "опасный", но от тропинок в начале он не отличается. Несмотря на большое количество пакетов для мусора вдоль всего пути дорога довольно грязная, мешки быстро заполняются, и народ бросает мусор куда попало.

Подъем и мусорные мешки

На самом верху невероятно красиво и видно весь залив, город. Мы даже нашли свой домик.

Поднимаемся

Так выглядит дорога обратно

На самом верху - флаг и потрясающий вид

Обратно мы, естественно, спустились гораздо быстрее. Встретили людей, которые поднимались не по таким лесенкам, а шли какими-то заросшими тропинками, сказали что было реально трудно, а еще что видели там гадюк. Ужас!
После спуска мы прошлись немного по старому городу и поспешили в магазин за холодными напитками.
Уж не знаю почему, но на стене старого города сидела очень большая Пеппи длинный чулок.

Стена старого города

Старый город

Прямо у берега под лодками плавают рыбки

Подниматься в Которе однозначно стоит! Это одно из самых ярких впечатлений. Но к такому подъему надо быть готовым - удобная обувь, шляпа, обязательно много воды.

После отдыха и обеда мы отправились в соседний город с прекрасным названием Доброта, решили изучать пляжи. Мы оставили машину у дороги, спустились к воде и обнаружили, что картина точно такая же, как в Которе - сплошная тина. Возможно, это сезонное, честно не знаю, но ее правда очень много. Народ правда это не сильно смущает и купальщиков много, дети с масками ныряют прямо в самую тину, наверняка там много интересной живности.
Как я и писала, в основном "пляжи" - это бетонные мостки. Выглядит это до неприличия романтично. У меня снова была стойкая ассоциация с Франсуазой Саган, уж не знаю от чего. Бетонная пристань на несколько человек, вокруг залив невероятного синего цвета, горы, солнце. Выглядит все очень красиво. Но купаться в такой тине все же не тянет.

Слева видны эти бетонные мостики

Чуть дальше мы нашли городской пляж, там как и в Которе - галька, лежаки, небольшой расчищенный от тины кусок в воде, а еще очень много людей.
Мы решили не оставаться на этом пляжу и пошли обратно к машине, недалеко от парковки нашли галечный пляж без лежаков, в воде был заход, я уже даже собралась идти, но потом огляделась, поняла, что на берегу очень сильно грязно, даже сумку бросить некуда, и мы уехали оттуда.
Вылазка в Доброту закончилась ничем - все та же тина и грязный берег. Купались мы в итоге на городском пляже Котора, правда солнца опять не было, к моменту как мы приехали оно уже скрылось за горами.
На этом наш последний день в Черногории закончился.

Отъезд

Выезжать надо было рано, у мамы с Никитой самолет был в 9 утра из Тивата. Нам же надо было к 12 приехать в аэропорт Подгорицы сдать машину.
От Котора до Тивата ехать оказалось не больше 20 минут, так что мы очень быстро добрались и проводили на самолет Оксану Владимировну с Никитой.
От Тивата до Подгорицы ехать надо было порядка двух часов все той же дорогой вдоль моря, через Будву, Бечичи, Петровац, через платный туннель и к столице. Мы еще взяли час прозапас на обед у аэропорта. Правда, когда мы подъехали к морю, мы решили, что этот час обеда лучше потратим на последнее купание. Выбрали мы пляж, на котором еще не были, в Петроваце. Там пару лет назад отдыхали мои родители и были очень довольны.
На пляж мы вышли в 9 утра, и это был самый прекрасный пляж, который мы видели в Черногории. Он галечный, в воде камни, за счет этого цвет воды до неприличия голубой. И очень прозрачная, чистая вода. Возможно, к 11 часам картина на пляжу сильно поменялась, потому что за тот час, что мы там были, люди прибывали в геометрической прогрессии, но в нашей памяти этот пляж останется самым чистым и с самой удивительной водой. Но фоток у меня нет :)
Дальше ничего интересного - дорога, мытье машины, долгое ожидание в самом маленьком аэропорту на моей памяти, перелет, Вена, перелет. А нет, вот и что-то интересненькое. Из Вены мы летели вот на таком самолете :)

На этом у меня все.

Общее впечатление

Черногория - невероятно красивая страна. Мне больше всего понравились горы, но и море, береговая линия тоже потрясающие. Которский залив очень впечатлил.
Еда - вкусная, порции большие, мясо - что надо. Морепродукты - ну мы не любители, что с нас взять.
Есть вопросы к сервису. На русском объясняться проще, чем на английском. В горах вообще не говорили ни по-русски, ни по-английски, объяснялись на пальцах. Местами, к сожалению, грязно. Вопрос не к стране, вопрос к людям, которые мусорят прямо под себя, грустно смотреть.
Хотя в целом море очень чистое, вода прозрачная, рыбки плавают.
Не стоит бояться брать машину в прокат. Отвратительных дорог (если не считать спуска к Таре) не было. Все дороги с севера на юг и дорога через Дурмитор - прекрасные.

Отпуском мы, конечно, остались довольны.

Спасибо за внимание тем, кто осилил :)