9 сентября 2016 г.

Год в Чехии

Итак, вот он, первый год в Чехии в статусе пытающегося иммигрировать человека.
Очень многие спрашивают нравится ли нам тут, как с работой, адатировались ли, что делаем в свободное время, что нравится, что не нравится. Ответом на эти вопросы и послужит данный пост. Рассказ получился в стиле "от шуточек к серьезным вещам", приятного прочтения.

Мои впечатления от первого года здесь.

1. Транспорт
Не знаю, почему решила начать именно с этого пункта, но это первое, что приходит на ум. Наверное потому, что им я пользуюсь каждый день.
Во-первых, я до сих пор не могу привыкнуть, что автобусы и трамваи тормозят и входят в повороты так резко, что иногда и сидя можно свалиться. Если стоишь - держаться только двумя руками и ни в коем случае не доставать телефон.
Во-вторых, все еще считаю, что ночной транспорт это гениальнейшее изобретение человечества. И намного полезнее тех же айфонов. По крайней мере для нищебродов, которые не хотят вызывать ночью такси, каким бы дешевым оно ни было.
В-третьих, немного о ремонте дороге. Тут он происходит постоянно. Ремонтируют то один участок дороги, то другой. Обо всем известно заранее - информацию публикуют на сайте транспортной компании Праги. На время ремонта маршруты автобусов и трамваев меняют, обо всех изменениях написано на сайте, прилагаются даже карты новых машрутов. На всех остановках (абсолютно всех) на маршруте, который затрагивает ремонт, вывешивают информацию об изменениях маршрута. Если ремонтируют трамвайные пути, то пускают на замену автобусы. В общем, это настоящая сказка. До сих пор не испытывала проблем с вопросом "как мне добраться куда-то". Ни днем, ни ночью, ни во время ремонта.



2. Работа
Мне нравится на работе. Во-первых, я занимаюсь тем, что мне действительно нравится - работаю с базами данных. Чистый SQL и PL/SQL, ничего лишнего, если вы понимаете, о чем я :) Во-вторых, мне нравится коллектив. Пусть я мало общаюсь в силу слабого знания языка, пусть не понимаю большую часть шуток, в целом мне нравятся коллеги. Когда у меня сломалась стиральная машинка, мне предложили постирать белье. Когда мне надо было куда-то позвонить, а я боялась, мне помогли позвонить. Когда я что-то не понимаю - надо мной не смеются, а повторяют фразу. Короче, тут все хорошо. Только пьют они много :)
Задачи на работе есть с переменным успехом - зависит от проекта. Их может не быть какое-то время, а потом разом навалится работа. Я узнаю много нового, что мне очень нравится. И да, меня хвалит :) что не может меня не радовать.
Мы оба работаем по "гибким часам" - мне надо быть на работе с 9 до 15, остальное время - на мое усмотрение. Я могу сегодня отработать 5 часов, а завтра 10. Главное, иметь в конце месяца достаточное количество часов из расчета 40 часов в неделю (плюс еще каждый день 30 минут дается на обед). У Егора система подобная.
Плюс Я могу брать "home office" - если мне надо ждать дома доставку или сантехника, или болеют дети - то 4 раз в месяц можно брать работу домой. Ты должен отвечать на меилы и сделать задачу, которую собирался выполнить в этот день. Как ты будешь работать, откуда - не важно. Многие берут работу на дом в пятницу и уезжают к родителям или на дачу и работают оттуда.

3. Свободное время
Его не бывает. Сама не знаю как так. Во-первых, мы тут привыкли к режиму и теперь ложимся в 10-11 часов вечера. Встаем мы в 6-7. В 8-9 на работе. Работаем до 5-6 вечера, приходим домой, пока поели, помыли посуду - уже спать пора. В режиме жить в принципе удобно, но как только поздно лег - вставать уже тяжело. Во-вторых, 2 раза в неделю у нас чешский. Последнее время мы правда ходим только один раз в неделю, но надеюсь что это временно. Плюс быт и готовка и все такое.
В выходные мы стараемся гулять. Нам очень нравятся парки, а их тут много, поэтому мы часто выбираемся в какие-то парки. Еще тут множество фестивалей - еды, пива, вина - всегда найдешь куда сходить. Можно ездить в пригороды - посещать замки, гулять по маленьким чешским городкам. Где здесь купаться мы пока не изучили. Пока были только в аквапарке :)
С нами переехали наши друзья, поэтому мы часто встречаемся с ними. Ходим в гости и к ребятам, с которыми я училась в Чехии, и они после этого, как и я, вернулись в Прагу. Ходим с коллегами на пьянки - это святое. В общем, есть чем заняться. Иногда очень хочется в выходные ничего не делать и мы даже из дома не выходим, бывает и такое.
В кино ходим мало - это дорогое удовольствие здесь - порядка 170 крон (400-500 рублей).
Что еще люди делают по выходным?
В рестораны (кафе) ходим - это тут дешево и кормят вкусно. Иногда ходим исследовать какие-то новые места - какую-то кухню или пивную или коктейли. Есть как положительный, так и негативный опыт (пользуясь случаем - ни за что никогда не ходите в ресторан "пивной музей" в Праге).
По центру гуляем мало - там очень много людей. Очень очень. Зато если все таки оказываемся там - дух все еще захватывает.
В последнее время я стала много рисовать. Я бы не сказала что это "отнимает" время, но время на рисование уходит :)

4. Проблемы
Любая даже самая маленькая бытовая проблема может превратиться в настоящий кошмар, когда ты в чужой стране, у тебя пока нет тут друзей и ты не идеально говоришь на местом языке. Примеров у нас было несколько. Мы за этот год попадали в ряд смешных (ну или грустных) ситуаций.

Ситуация первая. У нас сломалась стиральная машинка. Точнее она стала пахнуть паленым. От греха подальше мы попросили хозяина заменить ее. Взамен хорошей новой машинке он привез нам огромный гроб, который несколько лет стоял у него в сырой кладовке и тупо насквозь проплесневел. Я даже не стала запускать эту "машинку" - от одного ее запаха мне стало дурно. Поэтому мы решили купить машинку сами. Выбрали на сайте, оформили заказ, доставка бесплатная, доплатили только за подъем на этаж и на всякий случай за "возможность вернуть товар в течение 2 месяцев" вместо 14 дней. Машинку доставили, в квартиру внесли, грузчики ушли. Муж ее распаковал и потащил в кладовку, куда она не влезла. Когда я рассказала это коллегам, они были удивлены, потому что дверной проем стандартно 60 сантиметров и всю бытовую технику делают не шире 60 сантиметров (ну, за некоторым исключением). И действительно, машинка была 59 сантиметров. Но почему-то дверной проем в кладовку оказался только 58 сантиметров. Было грустно. Нет, поставить ее куда-нибудь еще было нельзя - в кладовку выведен слив и есть розетка для машинки. И нет, впихнуть ее ну никак не получилось. Мы много чего испробовали. И нет, снять косяки оказалось не вариантом, когда мы поняли, что косяки у нас железные - только срезать, только хард кор. И тут началось самое веселье - как эту громадину вернуть в магазин. Привезти они привезли, а вот службы, которая забрала бы машинку, у них нет. Я понимаю, что это может звучать как элементарная задачка - заказал такси и вперед. Но мы не понимали ни как найти это грузовое такси, ни сколько это может стоить (ясное дело, что за 100 евро нам любой дурак эту машинку отвез бы), ни как связывться с этим такси с нашим слабым языком. А еще дело было как раз под новый год. В итоге на помощь пришли коллеги - они помогли мне довезти машинку до магазина на своей машине и даже предложили тут же взять и привезти новую, но выбранной модели на складе не оказалось. Правда, везти пришлось ОЧЕНЬ далеко, прием крупных предметов у магазин только на самой окраине Праги. К слову, деньги вернули все, абсолютно без разговоров. История окончилась happy endом.

Ситуация вторая. Неделя до нового года. Мы вылетаем из Праги в Питер, вернуться должны 30 декабря с кошкой. Все документы и вещи собраны, выходим с чемоданом на лестничную площадку, я спрашиваю Егора где его ключи и закрываю дверь. Дверь захлопывается, ключи остаются вставленными внутри. Ни закрыть, ни открыть дверь мы уже не можем. Через 3 часа у нас самолет. Такая ситуация и в России выбила бы меня из колеи. Но, привыкшие к своим неудачам, мы спокойно поехали в аэропорт, позвонили хозяину квартиры, уточнили не может ли он кого-то вызвать, на что он только скинул сайт товарищей, которые помогают таким как мы вскрывать замки. Моя подруга позвонила в эту фирму и узнала стоимость и за сколько надо вызыать мастера. Не могу сказать, что я спокойной спала всю неделю в Питере. Иногда мне было не уснуть при мысли, что мой ноутбук со всеми фотками (да-да, вот за что я боюсь) лежит в не очень то надежно запертой квартире. Правда, у нас есть еще замок на входной двери в подъезд, это мысль меня несколько утешала. Приехав 30 декабря в Прагу с кисой, мы с аэропорта вызвали мастера, он приехад на 30 минут раньше нас и за 20 секунд открыл квартиру. Взял он за это баснословные деньги, еще и потребовал накинуть за ожидание. Ясное дело, что в такой ситауции деньги никто не считает. Хорошая работа у чувака.
История окончилась happy endом.
Впоследствии, кому рассказывала на работе эту историю - 2 или 3 коллег признались, что попадали в подобную ситуацию. Искренне не понимаю, нафига нужны захлопывающиеся двери. Больше вреда, чем пользы.

Ситуация третья. Вроде мелочь, а все же - вылетели пробки. Мы вышли на лестницу, нашли там щиток. Включили электричество. Все вроде в порядке, но холодильник не работает. Звонить кроме как хозяину больше некому. Попробуйте на ломаном чешско-английском объяснить, что электричество есть, но его вроде как нет. Свет взеде есть, а розетки на кухне без электричества. Пока Егор пытался это ему объяснить, увидел на стенке в квартире еще один щиток. Оказалось, что у нас их два и надо было оба включить. История окончилась happy endом, но что, если бы в этот момент дома я была одна? До второго щитка в квартире я даже со стула не дотянулась бы, а позвать помочь особо некого.

Ситауция четвертая. Совсем уже незначительная. В один прекрасный вечер у нас во всем доме отключили воду. Абсолютно всю. Якобы за неуплату комунальных услуг. Мы нашли, к кому пойти помыться в тот вечер, но это нам нереально повезло, что у меня уже были знакомы в Праге со времен учебы здесь, что кто-то из них живет близко и готов пустить двух неудачников помыться. Но если бы не было никого - кто из коллег пустил бы меня к себе через пару месяцев знакомства? Да даже если бы и пустил - у меня еще не было их телефонных номеров. Нам повезло, что поду включили на следующий вечер. Куда мы мы подались, если бы воду так и не дали - не знаю. Тут тебе ни родителей под боком, ни школьных друзей, к которым можно напроситься на ночь.

И да, местами я преувиличиваю и раздуваю из мухи слона, но я просто хотела сказать, что некоторые вещи действительно могут доставлять бОльший дискомфорт, чем это было на родине.

5. Язык.
Пункт, который вводит меня в депрессию. Все чехи без исключения, которых мы встречали, говорят, что мы отлично говорим по чешски для того времени, что живем тут. Но языка, конечно, не хватает. И фиг с ними с окончаниями (падежи примерно как в русском, но окончания немного другие), допустим их выучим, вызубрим, запомним. Больше всего не хватает словарного запаса. Еще, конечно, хромает произношение, но если не знаешь слово, то тут уже не до произношения. Мы стараемся, учим, пытаемся читать книжки и смотреть телевизор. Но когда у тебя вполне себе взрослая жизнь, работа, хобби, отпуска и все дела, на учебу остается не так много времени, как хотелось бы. Остается только одно - учиться, учиться и еще раз учиться.
С коллегами говорю по чешски. Уже даже звонить по телефону не боюсь - записывалась и даже ходила ко врачу, ничего, выжила. Во всех государственных учреждениях только чешский - нашего хватало. Рестораны, бары, резервация столиков - это уже почти без проблем.
По английски здесь говорят мало.

6. А ты скучаешь по чему-нибудь?
Очень популярный вопрос. Касается в первую очередь людей, еды, а для меня еще и мест. Я сейчас буду очень приземленной и останусь кем-то непонятой, но мне хватает скайпа. Нет, я не говорю, что скайп может заменить живое общение, что я не хочу увидеться с родителями и друзьями и не жду этих встречь с замирающим сердцем. Это не так, я скучаю и люблю поговорить вживую. Но я уже года два (а это еще до моего переезда в Чехию) переписываюсь с мамой и друзьями в скайпе и контакте. С кем-то - каждый день (буквально каждый, я прихожу на работу, пишу маме "я тут" и мы переписываемся обо всем или не пишем ничего - все как при живом общении), с кем-то раз в неделю или раз в месяц. Но так или иначе свое общение с родственниками и друзьями я уже давно частично перенесла в виртуальное пространство. Это произошло из-за переезда друзей в другие города и страны, из-за моего переезда к мужу, из-за нехватки времени. И в таком режиме я уже живу несколько лет. Да, раньше встречи с родителями были раз в неделю, теперь - раз в 4-5 месяцев. С некоторыми друзьями и того реже. Зато, я наконец смогла увидеться с Юлей, которая не ездила в Россию, и мне не удавалось выбраться к ней в Бельгию. Где-то плюсы, где-то минусы. А вообще, Питер так близко, что всегда можно сесть на самолет и прилететь к маме. Остается только вопрос с бабушками и дедушками. Мне повезло - они у меня обзавелись техникой и с кем-то я переписываюсь в социальных сетях, кому-то шлю фотки по вотсаппу (а в ответ получаю умопомрачительные фотки грибов с дачи).
По еде я почти не скучаю. Скучаю по тому, что готовят родители - папин оливье, огурцы и квашеная капуста, мамин грибной суп и котлетки. Все это ждет меня в Питере раз в полгода. Приходится летать. По сгущенке и гречке не скучаю, не любитель. Разве что пельменей иногда хочется, но за ними можно зайти в русский магазин. Так что нет, по еде я не скучаю. Рацион наш никак не поменялся - те же яблоки, то же мясо, те же йогурты.
Но есть одна вещь, по которой я иногда скучаю до боли. Это мой домик в деревне и мой Питер. Если я страшно соскучусь по маме - я ей позвоню. Когда мне хочется срочно поделиться каким-то ярким впечатлением или спросить совета - я наберу ее и с телефона и все равно мне на стоимость. Мобильная связь воистину магия и лично мне дает ощущение близости к человеку. Но если мне вдруг хочется прогуляться по набережной Невы или пройтись по деревенской дороге, мне остается только перебирать в голове воспоминания и представлять, как я приеду туда через полгода. Иногда это тяжело.
Текст вышел из разряда "я не скучаю по друзьям, я хочу погулять по городу". Но это не так. Не знаю, удалось ли мне донести мысль.

7. А что дальше?
Тоже популярный вопрос, но на него я обычно отвечаю уклончиво. Во-первых, не хочу смешить никого своими планами, во-вторых эти планы могут рухнуть в одночасье при отмене визы, например. Или если кирпич на голову упадет. Мне вообще не хочется даже просто вслух озвучивать планы. Поэтому отвечу также уклончиво, как всегда - нам тут нравится, мы планируем остаться по крайней мере до конца срока действия текущей визы. Но сейчас не все зависит от нас (я про визы и все такое).


В целом
А в целом мы довольны принятым решением. Мне до сих пор захватывает дух при мысли, что я живу в Праге. Мне до сих пор хочется объездить всю Чехию, посетить все невероятно милые и уютные города и замки, поездить по Европе, которая тут на расстоянии вытянутой руки.
У меня не было жесткой адаптации. Тут нет разительной разницы с Питером. Все прошло плавно, я живу, как жила, думаю, как думала, пишу, как писала.