10 ноября 2015 г.

В Чехию по работе

Начать я хочу с того, что в Чехию надо ехать по любви. Здесь нет баснословных зарплат, какие можно получать в более богатых странах Европы. Правда, и трат таких тут нет. Поэтому, прежде, чем ехать в Чехию, твердо решите – а для чего оно вам нужно. И всегда помните, зачем вы поехали сюда, потому что иммиграция – это сложно, у вас будет миллион трудностей, от незнания языка до тоски по родным и близким. В такие моменты надо напоминать себе, почему вы здесь.

Все, что описано ниже – исключительно мой личный опыт. Расписано все очень подробно, так как это может уберечь от некоторых ошибок и бесполезной траты времени.

Небольшая предыстория

Мы с мужем в общем-то всегда говорили, что на родине нам не нравится и мы рады бы уехать, но куда и как – точных планов не строили. Уехать не для заработка, не для понтов, а для лучшей жизни.

В 2012 я год отучилась по обмену в Праге. Сразу скажу, что учеба была на английском языке. Страна нам понравилась, но четких планов по переезду так и не появилось.

В 2014 мы кое-как сформировали план – муж открывает фирму в Чехии, получает визу, а я еду воссоединяться.

Вообще вариантов иммиграции, более или менее нам подходящих, оказалось не так много:
  • учеба, 
  • бизнес, 
  • работа, 
  • воссоединение. 
В принципе, в страну достаточно попасть кому-то одному, а второй член семьи сможет воссоединиться с супругом.

Продолжать учиться мы были не готовы. Я очень люблю этот процесс, но 6 лет в университете выжали из меня все соки, и к аспирантуре я просто не готова морально. Да и тему, подходящую для написания диссертации, я так и не нашла.

Вариант работы мы особо не рассматривали, поскольку у мужа ИП в Питере, и поиск работы за границей означал бы прекращение деятельности своей фирмы и работу "на дядю" – то, чего он так избегал.

Оставался вариант с бизнесом. Количество положительных ответов по бизнес-визе невелико – порядка 3%. То есть мы твердо понимали, что наши шансы попасть в Чехию стремятся к нулю. Но идею не бросали. С января 2015 года фирма заработала, стали заключаться договора с заказчиками на разработку программного обеспечения.

Ах, да. По образованию мы оба – программисты.

А в феврале 2015 я начала искать новую работу. Для понимающих – я программист Oracle, для тех, кто не программист, привожу аналогию – я умею чинить телевизоры, но всегда чинила только Samsung и в этом я хороша. Чисто теоретически, я умею чинить все телевизоры, но мне нравится работать именно с Samsung. То есть работу я искала довольно узкой специальности. В двух словах – в Питере я ничего стоящего не нашла. И это не потому, что я плохой специалист (свою квалификацию я успешно подтвердила на тех двух-трех собеседованиях, где была), а потому, что работы в Питере просто нет. По крайней мере, по моей специальности. Точнее, ее не было в тот момент – в феврале 2015 года.



Этап 1. Поиск работы

И вот в начале марта 2015 года я создала свое резюме на английском языке с помощью ресурса Europass.
Составила более или менее универсальное мотивационное или сопроводительное письмо, где описала, почему я хочу работать в Чехии, сказала, что меня привлекает культура, что я готова учить язык изо всех сил, готова прилететь на собеседование. И понеслась.

Я создала резюме на нескольких сайтах поиска работы в Чехии. Основным был jobs.cz. Еще интерес представляет этот сайт, где сразу можно найти вакансии, на которых готовы брать иностранцев. Ну и в целом большой список сайтов поиска работы есть тут.

Выбор вакансий в Чехии оказался гораздо больше Питерского предложения (что неудивительно, т.к. в России я рассматривала только один город, а Чехию смотрела всю).
Каждый день я просматривала новые вакансии, отсылала резюме в две-три фирмы. Иногда мне попадались особенно удачные варианты – и специализация моя, и требования к кандидату – знание русского языка. Но не всегда был хоть какой-то отклик. Поэтому я искала сайты этих фирм, дублировала свой запрос через их сайты, старалась выйти на HR через LinkedIn (правда, почти всегда безуспешно).

У меня ушел ровно месяц на то, чтобы получить первый положительный отклик. 27 марта мне пришло письмо из фирмы NVision с некоторыми вопросами (среди которых – знание чешского языка и наличие разрешения на трудоустройство). Через несколько дней мы с ними созвонились по скайпу и, таким образом, у меня состоялось первое собеседование с иностранной фирмой на английском языке. Я, конечно, очень волновалась. Но больше за английский, чем за профессиональные вопросы.

Немного о подготовке к собеседованию

Готовиться к собеседованию я начала заранее – но на русском языке, т.к. поначалу искала работу в Петербурге. Для этого я пообщалась с коллегой в режиме "собеседования" – он задавал вопросы, я отвечала, потом был feedback. Так я поняла, какие темы мне стоит повторить, какие ответы – немного подправить (например, не отвечать "нет", если я этого не делала, говорить "нет, но знаю, что это возможно и готова учиться").

Когда я поняла, что буду собеседоваться на английском, я проделала то же самое (интервью) с бывшим коллегой, работающим теперь в Финляндии и общающимся на английском. На удивление, к языку претензий не было – все вышло отлично. После этой репетиции я выписала для себя на английском ответы на самые популярные вопросы (расскажите о себе, почему именно Чехия, чего вы хотите и т.д.), а также заготовила ответы на неприятные для меня вопросы – как у меня дела с чешским языком, разрешением на работу, и ответы на "узкие" профессиональные темы. Ответы эти я заучила. Так, чтобы отскакивало от зубов, просто чтобы не растеряться, когда мне эти вопросы зададут.

День Х – первое собеседование

И вот наступил день Х (1 апреля). Я, конечно, волновалась.

Общались со мной три человека: HR (сотрудник отдела кадров), начальник отдела, куда меня хотели брать на проект, и разработчик баз данных, с которым мне предстояло работать. Первым был HR – рассказал о фирме, о режиме работы и все такое. Его вопрос ко мне – рассказать о себе. Как я была рада, что заготовила ответ!

О фирме я ничего не знала, поскольку отсылала резюме во многие места, а перед собеседованием читала профессиональную литературу, а не информацию о компании.

Фирма оказалась частично русская, точнее это бывшая чешская фирма Sitronics, которая в результате некоторых слияний и поглощений превратилась в международную фирму NVision. У нынешнего NVision много офисов в России и странах СНГ и один в Европе – в Праге. Офис в Праге на 1/3 русскоговорящий. Не скажу, что это то, чего я искала, но и не то чтобы меня это сильно смущало. Однако проект, на который искали сотрудника, – чешский.

Дальше была беседа с начальником отдела – он немного рассказал о проекте, но я мало что запомнила.

Больше всего меня интересовала третья часть собеседования – с программистом баз данных. Он задал мне несколько вопросов, которых я ждала и на которые была готова ответить. Остальные вопросы были очень простыми, поэтому ответила на них я быстро и правильно.
Все трое отлично говорили по-английски, я все поняла, на все ответила. Ничего страшного не произошло, собеседование, на мой взгляд, прошло хорошо, фирма оказалась довольно выгодным для меня вариантом – у них много сотрудников-иностранцев, значит, они не боятся их брать и знают, как это делать.

Мне обещали дать ответ через 2 недели.

Ожидание

Дальше был период ожидания ответа. Я не прекращала поиски других вакансий, рассылала резюме. Прошло две недели, ответа не было, поэтому я не постеснялась написать письмо и напомнить о себе. Ответ был таков:
Hi Tatiana,
Thank you for your email. We do not have the result yet.
Best regards
Содержательно :)

Я, конечно, надеялась, что ответ будет положительным, но готовилась я к худшему. Убеждала себя, что не бывает, чтобы звезды сошлись так удачно, и с первого раза все вышло. Я продолжала искать.

Второе собеседование у меня было с фирмой OKIN Business Process Services – это уже ребята побольше с заказчиками из Америки, со всякими социальными благами: скидки на фитнесс, аренду автомобилей, ну и так далее. Собеседование на этот раз проводил словак. Что он мне рассказал о фирме – я поняла с трудом. Говорил он довольно быстро. Потом были профессиональные вопросы, которые я провалила, потому что сунулась не совсем в свою область. Но добрый Stefan сказал, что ему понравился мой английский, мой энтузиазм и потенциал, и назначил второй этап собеседования. Уже с американцами и по телефону.

Итак, на первом этапе вы должны разослать резюме в как можно большее количество фирм, писать им через сайты, социальные сети, и просто слать письма по электронной почте. Каждый день проверять обновленные вакансии.

Какие вы встретите препятствия: никому не нужны иностранцы без разрешения на работу. Ладно, мало кому. Поэтому искать, возможно, придется долго. Плюс незнание языка – большой минус. Однако если вы твердо решили, что во что бы то ни стало переедете в Чехию, язык вы можете начать учить заранее. Об этом чуть позже. А еще можно делать больший упор на международные компании, где много иностранных сотрудников и в почете английский.

Этап 2. Получение положительного ответа от работодателя

И вот когда я уже назначила дату второго собеседования, мне пришло следующее письмо от фирмы NVision:
Dear Tatiana,I have good news for you. We have decided that we will accept you on the position Junior Database Software Engineer. Later today I will send you the Offer letter with job offer.Best regards

Опустим описание моих бурных эмоций.

Второе собеседование в OKIN я все-таки решила пройти, и провалилась так, что мне и не снилось. Американцев по телефону я просто не смогла понять. Вот прямо вообще. Потому что к их стилю разговора добавилось плохое качество связи и я просто повесила трубку, потому что не знала, что делать.

Но отрицательный опыт – тоже опыт. Так что перейдем к самому интересному и трудному этапу – сбор и подача документов.

К концу второго этапа у вас должен быть Job offer от фирмы о том, что они готовы вас принять. В нем обычно указывается, кто вас приглашает работу, на какую должность, какую они предлагают вам зарплату, преимущества и отпуск, период испытательного срока.

Препятствия – как я и говорила, зарплата может удивить вас своим скромным размером. Но для меня это был совсем не основной момент, да и сумму мне предложили нормальную на мой взгляд.

Этап 3. Сбор документов

Тут начинается веселье. Когда я вывешивала резюме на сайте поиска работы в другой стране, я понятия не имела, что мне необходимо для работы в Чехии. Однако, когда мы с мужем поняли, что все реально, мы стали изучать сайт консульства Чехии в Санкт-Петербурге и сайт министерства внутренних дел Чехии.

Совсем недавно, в 2014 году, появился новый тип визы – трудовая карта (zamestnanecka karta). Это два в одном – разрешение на пребывание в Чехии, плюс разрешение на работу. Карта выдается на срок действия контракта с работодателем, но не более, чем на 2 года.
При этом работодатель обязан занести вакансию, на которую принимает вас, в особый реестр вакансий и там вам будет выделен номер вакансии (сотрудника) (employee number, Čislo volneho mista). Этот номер работодатель должен вам сообщить.

Итак, список документов на трудовую карту (взято с сайта консульства ЧР):
  1. действительный заграничный паспорт;
  2. 3 фотографии, соответствующие внешности и возрасту иностранца в данный момент;
  3. документ, подтверждающий обеспечение жильём на время пребывания на территории Чешской Республики;
  4. анкета (а точнее две);
  5. трудовой договор или договор о трудовой деятельности (или, по крайней мере, договор о заключении будущего договора, в котором стороны обязуются в согласованный срок заключить трудовой договор или договор о трудовой деятельности). Эти документы должны содержать договоренность относительно того, что, независимо от объема работы, будет согласовано, что месячная минимальная заработная плата не будет меньше базовой ставки ежемесячной минимальной заработной платы, а еженедельный период осуществления трудовой деятельности будет составлять, как минимум, 15 рабочих часов;
  6. документы, подтверждающие профессиональную компетентность и квалификационную способность осуществлять профессиональную деятельность, которая требуется для соответствующей рабочей должности;
  7. справка об отсутствии судимости на территории страны, гражданином которой является заявитель, и государства, в котором заявитель в течение последних 3 лет проживал болеее 6 месяцев или же официальное присяжное заявление в том случае, если данное государство такой документ не выдаёт (детям до 15 лет справка об отсутствии судимости не требуется).

Пробежимся по каждому пункту.

1. Паспорт – все понятно

2. Фото – аналогично

3. Договор на жилье – тут все очень интересно. Есть несколько вариантов:
  • Фирма предоставляет вам жилье. Реальное жилье на весь срок (здесь я, если честно, не могу сказать, что подразумевается под "всем сроком" – можно ли принести договор на год с автопролонгацией. Но я бы посоветовала, если есть возможность, делать договор на 2 года минимум). 
  • Фирма готова предоставить вам жилье для получения визы, т.е. они дают вам контракт, вы получаете визу, но по приезду должны либо сразу, либо в течении какого-то периода времени эту квартиру освободить. К такому варианту у меня тоже вопрос – по приезду в Чехию вы должны пойти в полицию сдать биометрию, а также данные о месте проживания. После этого (примерно через месяц) вам выдают карту, на которой написан ваш адрес. При смене адреса карту также необходимо менять. Так что можно ли подать на карту с одним адресом, а когда забираешь ее – указать другой, я не знаю. Лучше уточнять у того, кто помогает вам с визой.
  • Фирма не готова предоставить вам жилье (так было у меня). Это, конечно, самый тяжелый вариант. Я расскажу лишь о том пути, который прошла я. Какие еще тут могут быть варианты (типа найти фирму-посредника, которая даст вам жилье "под визу", а по приезду вы будете искать квартиру) – я не знаю.  Про подробный рассказ о поиске жилья читайте тут.
Так или иначе, у вас на руках должен оказаться договор на жилье. Если вам его предоставляет фирма, думаю, проблем быть не должно. Если вы ищете его сами, вам нужен договор с владельцем жилья, без исправлений, на чешском языке, с подписью владельца, заверенной нотариально (чешским нотариусом).

4. Анкета. Их нужно две (по крайней мере, у меня потребовали две). 
Качать их отсюда.
  • первая: Formulář žádosti o zaměstnaneckou kartu
  • вторая: Formulář žádosti o vízum k pobytu nad 90 dnů (dlouhodobé vízum)
В первой необходимо указать номер, который вам должен выдать работодатель.

5. Договор с вашим работодателем. Будем надеяться, что если они вас берут, то договор с иностранцами заключать умеют. Но его, конечно, необходимо прочесть.

6. Документы, подтверждающие профессиональную компетентность – я подавала два своих диплома, бакалавра и магистра. Только диплом, без приложения.

7. Справка об отсутствии судимости – если есть пароль от сайта Госуслуг – настоятельно рекомендую делать справку через них, ибо очереди на подачу заявления просто адовые! Если справку заказываете не первый раз, то, скорее всего, сделают ее гораздо быстрее, чем за месяц, но совсем не факт, что сообщат вам об этом. Забирать справку можно только лично.

В дополнение к этим документам я сдавала свидетельство о браке, т.к. диплом у меня был выдан на другую фамилию. Об этом я догадалась сама, но в принципе можно было уточнить по телефону в консульстве.

Теперь о волшебной фразе – "Все прилагаемые документы должны быть представлены в оригинале или же в форме официально заверенной нотариусом копии, и официально переведены на чешский язык".

Все, что у вас на русском языке (это диплом, отсутствие судимости, свидетельство о браке – если есть) необходимо перевести на чешский. Просто в бюро переводов, без каких-либо заверений вы переводите документы на чешский. Я делала это в Едином центре документов.
Далее с переводами и (обязательно!) копиями этих документов вы приходите в консульство в часы приема нотариуса. В Питере лучше приходить за полчаса-час и занимать очередь, иначе рискуете в этот день не попасть к нотариусу совсем.

Схема такая: сначала заверяют копию документа (вы же не хотите отдавать им оригинал диплома. Все что вы сдаете – вы уже не увидите. Справку о несудимости нужно сдавать только в оригинале). Затем проверяется правильность перевода и заверяется перевод. У меня был неправильно переведен один месяц в дипломе. Мне вернули его без заверения. Не беда – в бюро переводов бесплатно и быстро внесли исправления, на следующий день я его уже заверила. Вся эта процедура (заверение) платная – 9-11 евро за лист. В Питере ОПЛАТА ТОЛЬКО В ЕВРО!!! Все заверенные документы возвращают на руки.

Не оставляйте заверение на последний момент! Во-первых – очереди, во-вторых – возможные ошибки, которые придется исправлять.

После того, как у вас на руках оказались все документы с переводом и заверением, вы складываете их в одну стопку и СО ВСЕХ документов кроме анкет снимаете копии. Этого нет в требованиях на сайте, но я почему-то их сделала, и у меня их в итоге попросили. И да, даже с заверенной копии диплома вам надо снять копию. У вас должно быть 2 стопки документов: то, что сдается как оригиналы, и копии.

Что касается договора на жилье – сдавать я его не хотела. Во-первых, этот же договор служит подтверждением жилья мужу, во-вторых, в принципе хочется иметь его на руках.
В консульстве мне разрешили не заверять копию договора, а сдать две незаверенные копии, на одной из которых прямо в день приема документов консул поставит свою подпись, что оригинал был предъявлен. НО! Рекомендую этот вопрос уточнять в консульстве, т.к. у нас никто кроме человека, который принимал документы, не был в курсе, что так можно. Поэтому легко могли бы и не принять копию.

К концу этого этапа у вас должны быть 2 стопки документов для консульства.

Трудности – ну их масса от непонимания пунктов анкеты (например, писать ли отчество) до нехватки времени на переводы. Рекомендую все делать заранее, чтобы у вас было время исправить и заверить переводы до того, как наступит день подачи документов. Вопросы по заполнению анкет можно задавать сотрудникам консульства по телефону или лично.

Этап 4. Подача документов

Запись на прием

Для того, чтобы подавать документы на долгосрочную визу в Чехию, необходимо записаться через систему Vizapoint. Это правило существует давно, и с этой системой связано много страшных историй. Люди рассказывают, как месяцами не могут выбить себе место на подачу документов, и в итоге покупают себе это место за сотни евро.

Ничего подобного в Питере со мной не случалось – ни в 2012, когда я подавала документы на студенческую визу, ни в 2015, когда получала рабочую карту. Разве что можно учесть, что летом подают документы много студентов, поэтому очереди к нотариусу и на подачу документов больше.

На трудовую карту запись велась всего на неделю вперед, и я без труда записалась на 4 июня. Но пока я готовила документы, оказалось, что мой договор на жилье с исправлениями от руки никуда не годится и его надо поменять – предоставить вариант без исправлений и с нотариально заверенной подписью владельца жилья.

Хорошо, что в Чехии была Ольга, которая помогала мне искать квартиру, она созвонилась с арендодателем и переподписала договор. И в это же время в Праге была моя подруга, которая на следующий день привезла новенький договор в Питер.

Плохо, что перенести запись на прием в консульстве через систему Vizapoint нельзя. И подать новое заявление на прием тоже нельзя, если есть другое активное заявление. Мне пришлось в письменной форме писать заявление в консульство об отмене приема, ждать два дня и только после этого я смогла заново записаться на прием, потеряв на всем этом 1 неделю. Не особо критично, но все же полезно знать, что если не уверены, что соберете все документы в срок – лучше не записывайтесь. А если записались, и не успеваете – не расстраивайтесь, но учтите, что придется ехать в консульство и писать заявление об отмене. Хотя некоторые говорят, что смогли решить этот вопрос по телефону.

Прием в консульстве

В назначенный день в 8 утра я пришла на прием в консульство. Я страшно волновалась. Во-первых, я в принципе "переживательный" человек, а во-вторых, пути назад особо не было – я уже уволилась со всех работ в Питере.

Я дозаполнила некоторые документы, показала их секретарю консульства для  проверки и стала ждать собеседования.

Через час меня пригласили в соседний вход, где через окошко проводили собеседование (к слову, в 2012 году приглашали в небольшую комнатку, где ты садился напротив консула и спокойно с ним общался, теперь – стоя через окошко, как в банке).

И вот тут пошла жара. Ну точнее нет, сначала просто проверили документы, потом мужчина отошел, нашел в базе вакансий мою вакансию по номеру, который был у меня в акенте, распечатал ее и вернулся к окошечку. А потом он взял лист а4 и начал меня собеседовать. Сначала были простые вопросы – что я закончила, где работала, но чем дальше, тем интереснее.
  • В какую фирму я устраиваюсь, что я там буду делать, какая у меня будет должность. 
  • А что такое SQL (это язык программирования)? Тут я немного опешила. Как консулу объяснить, что такое SQL? Потом еще круче – что такое PL/SQL (это расширение языка SQL). На этих вопросах я как-то расслабилась, они меня очень рассмешили. 
  • Дальше – какая у меня будет зарплата. 
  • А отпуск? А что отпуск, он полагается, но я вообще-то его еще не планировала... 
  • Знаю ли я кого-то из фирмы, как проходило собеседование. 
  • На английском? Ok than where did you study english? 
  • Были также вопросы про квартиру – где, какая площадь, цена.
В общем, это было весело и длилось целый час. В конце которого он сказал, что визы он не выдает, но если бы мог – мне бы визу он дал. Это меня совсем успокоило.

Насколько я знаю, человек, проводящий собеседование (честно, не уверена, консул это или нет), записывает все интервью и дает свою оценку – рекомендовал бы он выдать визу или нет (уверенно ли я отвечала, все ли знала и т.д.). Думаю, у меня была неплохая оценка.

В конце этого этапа вы наконец-то можете расслабиться. Выдохнуть. И пойти наконец поработать, если еще не уволились :) Или съездить в отпуск. Хотя лучше, конечно, пойти учить язык.

Трудности – подготовьтесь к собеседованию. На всякий случай. Хотя я не готовилась. Но у меня отличная память, некоторые моменты я запоминаю до мельчайших подробностей – возможно, это мне помогло. Но лучше перед собеседованием прочтите еще разок свой договор с работодателем и с арендодателем.

Этап 5. Язык

А вы думали, что после подачи можно сразу расслабиться? Я бы на вашем месте начала учить язык. Даже если вы собираетесь работать на английском, в быту вам просто необходим чешский.

Учить язык не в его родной стране тяжело. Тем более такой непопулярный язык, как чешский.
У меня есть строгое убеждение, что язык надо учить только с его носителями. В России вряд ли можно найти носителя чешского языка, поэтому я обратилась к своим друзьям, оставшимся в Чехии после учебы в 2012 году, и через них вышла на преподавателя чешского, который за год обучил мою подругу до уровня В2. Преподаватель согласился учить нас по скайпу, два раза в неделю.

Преимущества – вы учите язык еще до того, как попадаете в Чехию. И учить язык мы стали вместе с мужем, так тоже удобнее.

Недостатки – во-первых, надо найти преподавателя, это непросто. Во-вторых, надо понимать, как вы продолжите изучение, когда приедете в Чехию. Идти на курсы и учить язык с нуля будет и неинтересно, и денег жалко за первые лекции, материал которых вы уже будете знать.

Нам удалось продолжить обучение в Чехии с тем же преподавателем. Мы делали какие-то перерывы на отпуск, на переезд, но со всем этим за 4 месяца (из которых 1-1,5 месяца мы не занимались) мы достигли уровня А1, можем объясняться в магазинах и ресторанах, муж ходил в полицию регистрировался, я меняла права – все на чешском. С коллегами тоже потихоньку начинаю говорить по-чешски.

В принципе, даже если вы не хотите учить язык заранее, составьте себе какой-то план – как, где и за сколько (денег и времени) вы хотите выучить язык. Но не забрасывайте это дело. Это попросту некультурно – жить в другой стране и не говорить на ее родном языке. Мне приятно общаться с чехами по-чешски.

Этап 6. Ожидание

Тут чехи заставили меня поволноваться. По простоте душевной я ждала визу к 1 августа, поскольку именно на 1 августа был подписан контракт с работодателем. Да и хозяину квартиры не терпелось узнать, когда мы приедем. Но время шло, а визы все не было.

Сначала в Чехию полетел мой муж, потому что с квартирой уже совсем нельзя было ждать, т.к. начали приходить письма в стиле "приезжайте, а то сдам другим" (может, мы что-то поняли не так, но муж полетел на всякий случай).

Потом, дожив до 11 августа и уже не надеясь получить ответ, я получила email о том, что принято положительное решение. Прошло ровно 60 дней – ни больше, ни меньше. Радости было больше, чем при получении положительного ответа от работодателя. Меня вымотало это двухмесячное ожидание.

К концу этого этапа у вас должен быть положительный ответ от Генерального консульства Чешской Республики.

Этап 7. Вклейка визы

Когда вам приходит ответ на почту, вы, наконец, делаете страховку и с ней приходите в консульство. Страховку можно сделать, например, в Максиме. Там есть покупка на русском, нужная опция – Комплексное медицинское страхование. Никаких билетов в Чехию на этом этапе покупать не надо!

В консульстве вам вклеивают обычную шенгенскую визу, на один въезд, на полгода, с возможностью находиться в стране до 60 дней. Это виза выдается для того, чтобы вы въехали в Чехию и там сразу пошли оформлять карточку ВНЖ (povoleni k dlouhodobemu pobytu).
Вклейка визы – это 1-2 дня. Мне вклеили в тот же день и вернули паспорт после обеда. Но, видимо, я их сильно достала своими звонками и вопросами "а когда будет виза?", и они уже хотели скорее от меня отделаться :) Бывает, что паспорт с визой возвращают на следующий день. Но не дольше.

Все, от вас больше ничего не требуется до отъезда. Вы можете паковать чемоданы и прощаться с друзьями, ура!

К концу этого этапа у вас должна быть виза в паспорте.

Этап 8. По приезду

По приезду в Чехию возникает множество вопросов и дел! У меня в договоре было прописано, что по приезду в Чехию я обязана выйти на работу на следующий рабочий день после приезда. Я прилетела во вторник и уже в среду была на работе.

Первое и самое важное, что надо сделать в Чехии – регистрация в полиции по делам иностранцев. Я искренне верю, что в фирмах, готовых брать на работу иностранцев, есть люди, которые помогут вам с этим. Меня в полицию записала и поехала со мной Ева – сотрудница, которая занимается помощью с документами иностранцам. Сейчас в Праге есть несколько отделений полиции в зависимости от адреса. Если туда записаться заранее – то ждать почти не придется. Там сдаются отпечатки пальцев, делается фотография на карточку ВНЖ, и в общем-то все. Я была в полиции в свой первый рабочий день – 19 августа, карточку мне выдали 9 сентября. Меньше месяца.

О чем еще стоит подумать: 
  • Сим-карта. Тут действует система "контрактов" и "предоплаченных пакетов". Пока нет ПМЖ, есть только одна возможность – приобрести предоплаченный пакет. Выбрать его можно на сайте оператора. Цены по-моему примерно одинаковые у всех – O2, Vodafone, T-Mobile. При этом цены ощутимо выше, чем в Питере. Для молодежи до 25 лет можно искать пакеты "pro mlade", например, у Vodafone. В выборе можно опираться, например, на то, какой оператор у ваших друзей и знакомых, потому что часто в пакеты входят бесплатные звонки абонентам той же сети. Сотрудники в точках продаж более или менее говорят по-английски.
  • Банковская карта. Она будет нужна почти сразу – в отдел кадров для зарплаты. Я открыла счет и сделала карту без проблема в банке FIO. Там открывают счет почти без вопросов всем желающим. Из ощутимых минусов – мало отделений и банкоматов в Праге, в месяц только 10 бесплатных снятий налички, и карта шла ко мне по почте порядка 3 недель. Из плюсов – за счет и карточку я не заплатила ни одной кроны - все бесплатно.
  • Проездной – можно оформить Open Card, но мне почему-то его оформлять не стали – сказали "будете ждать две недели, зачем вам это". Я согласилась, и мне за 20 или 30 крон сделали бумажную карточку с фоткой. Их уже несколько лет грозятся отменить, но пока так и не отменили. С такой карточкой (papirovy prukaz) можно покупать проездной на месяц, три, полгода и т.д. Цены здесь Все это оформляется без проблем за 10 минут. Только нужна фотка. Сам билетик на месяц – именной, он привязан к вашей карточке (имеет тот же номер), передавать его нельзя. Но если заплатить чуть больше – можно купить неименной проездной, правда, я не пробовала.
  • Почтовый ящик - приклейте на него свою фамилию. Почта здесь доставляется не по номеру квартиры (их никто не знает и не использует), а по фамилии.
  • Водительское удостоверение. В первые три месяца нахождения в Чехии необходимо поменять свое национальное водительское удостоверение на чешское. Через три месяца менять будет уже нельзя. И ездить со своими старыми правами тоже можно только первые 3 или 6 месяцев (точно не знаю). В Чехии можно без проблем обменять права нового образца (розовые) на чешские права всего за 50 крон. Правда, вам потребуется заверить ваши права в консульстве РФ, и стоит это дело еще порядка 400 крон. Сколько это занимает по времени – не знаю, я все еще жду свои права. Русские права при выдаче чешских заберут и отправят в Россию. Говорят, что их там можно будет забрать, но вообще можно будет там кататься и по Чешским. Сомневаюсь в обоих пунктах, но вариантов у меня немного. Подробно про смену прав можно почитать тут.
А в общем – наслаждайтесь уже достигнутым, впереди еще столько проблем! :)

Эпилог 

Мне повезло? Несомненно! НО! Со слов моих коллег - найти специалиста по базам данных в Чехии оказалось непросто. Все junior-разработчики имеют нулевые знания, а серьезные дяди – невыполнимые желания по зарплате. Я оказалась золотой серединой. Но без знания моего дела ничего этого не получилось бы.

Мои однокурсники следом за мной прошли собеседование в чешское отделение Barclays (английский банк). Прошли 5 этапов и получили offer, сейчас собирают документы.

Это я к чему – надо быть действительно хорошим и востребованным специалистом в какой–то области и пытаться, пытаться, пытаться. Все возможно. Хотя раньше я была уверена, что нас здесь никто не ждет. А по факту – у чехов происходит утечка мозгов в Германию, так что мы можем вполне успешно "утечь" на места этих чехов. Все хотят лучшей жизни.

Мой путь – не самый простой. Если закончить обучение в Чехии (хотя бы магистратуру) и выучить язык, устроиться будет, конечно, гораздо проще. Но даже с помощью такого непростого пути мне удалось попасть сюда, в Прагу.

Пару дней назад закончился мой испытательный срок. Теперь я могу спокойно вздохнуть и расслабиться на ближайший год – до момента продления визы.